Наша речь, как по нотам

А что такое НОТА? В официальных словарях: «Но;та (лат. n;ta — «знак», «метка») в музыке — графическое обозначение музыкальных звуков. Иногда используется как синоним к музыкальным звукам.»

А если берем в руки блокНОТ – то музыки никакой при этом нет, да и вообще даже мысли о музыке не возникает. А когда посольство передаёт «НОТУ» протеста, то тоже не о какой музыке тут нет и речи.

А в слоговом составе НО-ТА:

ТА – естественный ход событий, когда мастер смотрит за учеником и если все правильно, то звучит «ТАК-ТАК» (смотри «Слог ТА» http://proza.ru/2024/04/28/815 );
НО – отличительная особенность (Смотри «Слог НО» http://proza.ru/2022/08/15/1398 ).

Таким образом НОТА – это естественное отличие. То есть не специальное, а само собой разумеющееся. И это, по сути, должен видеть каждый. Поэтому многие события, которые проходят гладко и красиво мы описываем выражением: «как по нотам».

В нотной грамоте есть семь нот. Их названия и последовательность совершенно не случайны. Официально им дали названия:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т. е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Именно Гвидо д'Ареццо дал названия нотам. Своим вдохновением он был обязан акростиху молитвы Иоанну Крестителю. «Ut queant laxis» — гимн Иоанну Крестителю, написанный на латинском языке, автором музыки которого считается Гвидо. Он, изначально использовал шестиступенный звукоряд. Начальные слоги каждой строки и стали названиями шести нот: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La.

Несмотря на то, что имена нотам дал Гвидо Аретинский, Ut на знакомое нам Do изменил не он. Существует множество версий появления названия этой ноты. Самая известная теория происхождения гласит о том, что Do появилось в честь Бога (лат. Dominus — Господь).

Седьмая нота также появилась позже. Своё имя она получила из начальных букв седьмой строки: Sancte Ioannes — Si (Святой Иоанн — Си).

И здесь мы сталкиваемся с попыткой превратить простые слоги в аббревиатуру. Если бы нотами занялся столяр, то он бы назвал их по сортам древесины или привязал бы к своему инструменту наподобие: пила, молоток, клещи т.д.

А ведь если записать названия нот нашими слогами, то мы получим: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОль, ЛЯ, СИ. Только ноте СОль добавили слог «ЛЬ», для внятного разделения со следующе за не нотой «ЛЯ». И несмотря на другие системы обозначения нот в виде букв латинского алфавита, называемая буквенных нотаций, последовательность их все же не измена. Отличается только обозначение буквой «А» ноту ЛЯ, а вот «СИ» то буквой «В», то «Н». А ведь музыка вне языка. Она понятна человеку вне грамматики. А это подтверждается смыслами слогов:
ДО – предел ( http://proza.ru/2023/07/03/588 );
РЕ – поток ( http://proza.ru/2024/06/17/1425 ) ;
МИ – связующая мысль ( http://proza.ru/2024/04/29/753 );
ФА – внешнее проявление ( http://proza.ru/2024/02/12/1354 );
СО – объединяющая связь ( http://proza.ru/2022/08/09/787 );
ЛьА – источник стремления или ладность ( http://proza.ru/2023/12/03/707 );
СИ – система ( http://proza.ru/2022/06/07/1727 ).

У нас есть такое расхожее выражение: «Не надо ля-ля». И как вы думаете, не от споров музыкантов это появилось ли? Ведь именно нота «ЛЯ» во многих случаях именно обозначается буквой «А» и камертон для настройки музыкальных инструментов применяют с тональностью «ЛЯ». Это выражение становится сродни короткой фразе из одного слога «ША» (смотри «Слог ША» http://proza.ru/2024/05/09/1191 ).
Камерто;н (нем. Kammerton, англ. concert pitch) — эталон высоты звука, применяемый в практике музыкального исполнительства для соотнесения звука заданной частоты с избранным музыкальным звуком — как правило, со звуком a1 (ля первой октавы). Обращу ваше лингвистическое внимание на то, что камертон слово якобы заимствованное, но сдвоенную «М» оно в грамматике нашего языка все же не сохранило!

Таким образом камертон даже в своем слоговом составе КА-МЕ-Ръ-ТО-Нъ обозначает производную (КА) меры (МЕ) в окружающем (Ръ=Ро) тоне. А это, по сути, начало шкалы всего нотного ряда. Это как нашей поговорке: «Надо от печки плясать».

В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота Ut была заменена на Do (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года)

Ху;берт Ва;льрант (Hubert Waelrant; 1516 или 1517 — 19.11.1595, Антверпен) — фламандский композитор, музыкальный педагог, нотоиздатель, теоретик музыки. Вальранту приписывают разработку новаторской семиступенной сольмизации (так называемую боцедизацию) и внедрение в традиционную Гвидонову сольмизацию слога Si.

В современной России музыканты-практики для обозначения эталона высоты используют слово «строй» в значении «тон настройки» (инструмента, голоса, хора). Для фиксации и воспроизведения эталона начиная с XVIII в. используется небольшое устройство одноимённого названия (в России конца XVIII века оно называлось словом «стройник»).

Единого абсолютного физического эталона для относительного музыкального звука не существует. Ныне для исполнения академической музыки в ряде стран (в том числе в России) принят стандарт a1 = 440 Гц. Использовавшиеся в прежние времена стандарты высоты отличаются от нынешнего вплоть до целого тона (вниз или вверх).

А вот церковный хор распевается с ноты «ФА», поэтому все мелодии для богослужения построены на ФА мажор. Нота ФА стоит в середине современного нотного ряда. И это сродни слогу «БА» (смотри «Слог БА» http://proza.ru/2022/11/04/953 ), который обозначает середину, от которой происходит понимание большего и меньшего. Поэтому мы приБАвляем, уБАвляем, надБАвляем, разБАвляем и т.д.

И что бы не утомлять читателя сложными формулами соотношениями и логарифмами, и сложными профессиональными терминами, которыми нам преподносят нотную грамоту, покажу всю звуковую шкалу визуально, так как это сделал ПИФАГОР.

И так Пифагор для объяснения своего деления звуков применил прибор с одной струной именуемый «монохорд». (рисунок 2.) Он первым не только своей теоремой «Пифагоровы штаны во все стороны равны» или «сумма квадратов катетов равны квадрату гипотенузы» применил арифметический метод решения геометрической задачи, но и применил ту же арифметику к музыке. Именно «АРИФМА» — это цифра в греческом языке. То есть он был первым в цифровизации.

Казалось бы: возможно ль красоту заката с перетекающим оттенком от розового до темно фиолетового по всему небосводу разделить на отдельные цвета. Или пение соловья разделить на отдельные свистки. Но человеческий разум осознав «КОЛИЧЕСТВО», создает понятие «ЧИсло». А далее начинает все сЧИтать (смотри «Слог ЧИ» http://proza.ru/2023/12/21/1449 ). По сути, и здесь вы видите ссылки в виде цепочки цифр. А это ведь тоже «ИМЯ» того предмета, на который ссылается автор. Только произнести его сложно, а прочитать и искать просто.

Рассматривая звук, Пифагор отнесся к этому, как взаимодействие 2 точек: источник и приемник. И если считать, что Пифагор не знал подробного устройства слуховых органов человека, то пошел по принципу гармонии. То есть он заметил, что если взять две одинаковые струны, и возбудить одну, то вторая резонирует и начинает свои колебания, гармонируя с исходной. Подобный эффект сегодня мы используем в радиотехнике, когда строим антенну. И это свойство было заложено в язык на уровне названия профессий: ДИректор, Дирижер (смотри «ДИректор, ДИрижер, РЕктор, диРЕктива, декРЕт» http://proza.ru/2025/02/25/1978 ).

Так вот наш слуховой аппарат построен подобным образом. Приемником служит барабанная перепонка, которая резонирует и передает колебания через молоточек и наковальню в систему слуховых нервов. (рисунок 1). То есть наш слух – это механическая система нервных раздражений с применением сложной системы рычагов и резонаторов.

Пифагор заметил, что одни сочетания звучат приятно, это КОНсонансы (смотри «СЛОГ «КО» http://proza.ru/2024/06/21/1031 ), а другие — нет, это ДИСсонансы (смотри «Слог ДИ» http://proza.ru/2023/07/04/526 ). Следовательно, между ними есть некая разница, и эту разницу математик выразил в арифметическом виде.

Пифагор, рассмотрев геометрическую красоту треугольника из простых чисел (рисунок 3). Он увидел в нем гармонию геометрическую и арифметическую. Этот треугольник подобно соте (шестиугольнику) имеет три оси симметрии. Каким основанием не положи этот треугольник его симметрия сохраняется. Центральная точка будет общей для пересечения и биссектрис и высот вершин треугольника. Это подтверждает красоту смысла названия числа 100 (смотри «В чем особенность числа 100 и его названия» http://proza.ru/2023/05/21/895 ).

Используя эту гармонию между геометрией и арифметикой, он пришел к тому, что ту самую октаву, как источник звука, можно разделить шкалой на 6 частей. То есть каждая точка на струне (рисунок 4) – это прижатый палец. И если тронуть струну слева и справа от точки прижатия, то получаем разную тональность. И того Пифагор получил 6 вариантов отличных звуков от низкого к высокому:
1- 1 целая струна без прижатия;
2- 3/4;
3- 2/3;
4- 1/2;
5- 1/3;
6- 1/4.

И это все для струны одной толщины и жесткости. Для другой струны будет подобное деление на гармоничные тона. Изменение толщины струны будет названо ступенью.

Позже к звуковому ряду подошли по-научному, когда научились измерять частоты. Так вот нотой назвали смещение частоты в 1,1224 раза с точностью до четвертого знака после запятой. Точнее только между «Ми» - «Фа» и между «Ля» - «До» 1,0594 «рисунок 3». А октавой было названо смещение частоты одной и той же ноты от первоначальной в двое, начиная от ноты «ЛЯ» в первой октаве.

Простыми словами: если какую-то частоту умножить на 1,224, то мы получим новую ноту, а если умножить на 2, то получим ту же ноту, но в новой октаве.

Причем первой октавой названа центральная, подобно ноте «ФА», от которой или уБАвляют или приБАвляют. В октаве, именуемой «восьмеркой» насчитывается 7 нот, но клавиш в октаве на фортепиано 12. В полном звуковом диапазоне 7 октав и небольшие кусочки по краям — это субконтроктава с нотами «Ля» и «Си» и пятая октава с нотой «До».

И это было во времена, когда применялась восьмеричной системы исчисления. То есть 1 – это целое и 7 меток внутри. И мы это встречаем в сказках: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» - то есть одно большое и 7 маленьких. В поговорках: «Семь раз отмерь, а один отрежь» (попробуйте от начальной точки поставить семь меток, то включая первую всего будет восемь или целое), «Семеро одного не ждут». Да и в году было 8 месяцев это те, что имеют собственные имена:
1 – Январь;
2 – Февраль;
3 – Март;
4 - Апрель;
5 – Май;
6 – Июнь;
7 – Июль;
8 – Август.
А следующим были присвоены просто номера по латыни:
9 – Сентябрь (septima – седьмой);
10 – Октябрь (octavo – восьмой);
11 – Ноябрь (nonus – девятый);
12 – Декабрь (decimatio – десятый).
Так мы видим, что начало года отсчитывалось с Марта.

А пришли к двенадцатикратному исчислению потому, как 12 наименьшее общее кратное для чисел 1, 2, 3, 4. И если разделить всю струну (всю октаву) на минимальную дельту которая возникает между положениями нажатия на октаве у Пифагора, то увидим, что таких дельт в октаве двенадцать. (рисунок 3)

Но не забывайте, что все это лишь условное деление на восьмеричной шкале или на двенадцатеричной. Звуки при этом остаются звуками, а музыка – это гармония звуков. И вот мы видим, как меняются вкусы или соотношение чувств и звуков со временем. У каждого поколения свои предпочтения к мелодиям и ритмам. Но не стоит забывать еще одно открытие Пифагора – это то, что правильная музыка способна смягчить нравы и страсти, восстановить душевные способности, помочь быстрому выздоровлению. С помощью мелодии можно убрать душевные страсти, уныния и тревогу.

А наша речь – это тоже музыка, которая помимо эмоций несет в себе конкретную информацию. И Каждый звук произносится и воспринимается абсолютно с конкретным значением. И это важно, поскольку, отходя от данного нам языка, мы отходим от смыслов. И Вопрос: «В чем смысл жизни», ни то, что не находит ответа, а уже и не возникает.


Рецензии