Рецензии на произведение «Истоки образа бабарихи в русских текстах»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Буян - это Крым, сватья Салтана баба Бабариха означает "сплетница; много говорящая".
Олег Мглин 15.11.2024 09:59 Заявить о нарушении
Уважаемая Мара! Очень интересные у Вас литературно-филологические исследования. Всё логично. Только связь с японской мифологией мне показалась не обоснованной. Удачи Вам в интересной работе!
Евгений Шиков 47 21.02.2024 16:37 Заявить о нарушении
Мой сборник «Сборник. Корреляции мифов народов мира целиком посвящён истории как хеттское и хурритское произведение «Сказание об охотнике Кесси» (или ««Песнь о Божественном Кесси, отце гор»), написанное во II до н.э., расползлось по всему миру». Образ дурня, супруга бабы-Барбарихи, из староверческого уральского фольклора, - он повторяет некоторыми чертами охотника Кесси. Кетские аналоги Кесси из разных племён – Каскет и Хасын.
Благодарю за рецензию...
Мара Рушева 21.02.2024 17:25 Заявить о нарушении
Евгений Шиков 47 21.02.2024 17:58 Заявить о нарушении
Мара Рушева 21.02.2024 18:27 Заявить о нарушении
Тайна трёх Вниманий (три девицы под окном) в философии древних сказаний всегда восходит к созвездию Плеяд (космические измеиения). Где по одним сведениям семь сестёр, по другим - девять...
Где интуция творческого начала делится на любые числа.)))
С ув.
Анатолий Святов 04.01.2024 16:30 Заявить о нарушении
Мара Рушева 04.01.2024 18:19 Заявить о нарушении
Анатолий Святов 05.01.2024 01:28 Заявить о нарушении
Мара Рушева 05.01.2024 08:45 Заявить о нарушении
Анатолий Святов 05.01.2024 16:35 Заявить о нарушении
О достоверности прочитанного судить не берусь, но наверняка Бабариха нечто сленговое времён Пушкина, - сваха, вроде какой-нибудь современной Марьванны - училки. По прочтению думал, существовали ли в истории исследователи, подобно Вам искавшие всяческие "истоки", был ли вообще к этому интерес, либо это тенденция современности? Эрудиция поражает, изложено занимательно, читал с интересом.
Вам желаю удач-успехов!
С уважением, ЭФ.
Эдуард Фетисов 21.11.2021 23:33 Заявить о нарушении
В этом веке, кстати, Александр Сергеевич вырисовался в умах потомков фигурой занятного этнографа, однако, никак, никак не могу найти подхода к истокам всех образов в «Сказке о рыбаке и рыбке»… не получается…
Благодарю за рецензию, заданы интересные вопросы…
Мара Рушева 22.11.2021 00:17 Заявить о нарушении
Раиса Беляева 22.10.2022 21:34 Заявить о нарушении
Мара Рушева 22.10.2022 21:42 Заявить о нарушении
Спасибо, Мара. Рецензию на такую серьёзную работу написать не смогу. Не тот уровень. Но прочитала с удовольствием. Пополнила свои знания.
Когда узнаю что-то интересное, всегда сожалею о том, что не могу донести это до своих учеников, как было раньше.
Всего доброго Вам.
Валентина Колбина 10.10.2021 09:26 Заявить о нарушении
Мара Рушева 10.10.2021 14:52 Заявить о нарушении
Этимологии имён собственных в сказках Пушкина не касаюсь. Однако, что касается истоков образов героев сказок, т.е. кого или что поэт имел в виду, вводя в повествование, то они - отнюдь не цари, князья и девицы на выданье. Подлинный смысл и содержание сказок о Салтане и о золотом петушке я дал в нескольких работах, опубликованных на Проза.ру. И они отражают никак не перипетии межличностных отношений при дворах.
Две эти сказки - версия гения об основном духовном содержании всего ПРОШЛОГО Руси-России, от языческих времён до наших дней и ближайшего грядущего. Эзоповский язык нужен был нашему пророку, чтобы донести до нас, пронеся мимо царя более чем тысячелетнюю правду. Пронести удалось, донести - нет. Доношу: Вам, конечно, будет интересно. Донести до народа и не надеюсь: в его времена была цензура, но правду знали; сейчас цензура иного рода - правда мало кому нужна, поэтому популярны танцы на граблях, и они заказаны. Правдозаменитель - доллар.
В двух словах. Коллектив девиц в "Салтане..."- богини судьбы мойры Клото, Лахесис и Атропос, а также богиня Айса. Салтан - олицетворение византийских императоров, начиная с Константина 1. Айса по его воле становится императрицей Византии - христианством, и рождает богатыря - православие, Гвидона. Гвидон женится на мусульманстве - царевне Лебеди, т.е. образуется империя, население которой - православные и мусульманские этносы. Ну и т.д.
"Петушок..." - трагедия России 17-21 веков, приближающаяся к развязке. Шамаханская царица - духовные веяния с Запада, три её набега имели начала в 1598, 1917 и 1985 годах. Дадон и его сыновья - элиты государства, мудрец - патриоты страны, петушок - разведспецслужба. Ну и т.д.
Упомянутые мои тексты - вполне очевидная правда. Однако, я жду только ругани: элитам правда ни к чему. Успехов в Ваших интересных исследованиях!
Леонид Берёзов 18.09.2018 00:52 Заявить о нарушении
Ваша версия относительно героев сказки о царе Салтане имеет право на существование (как и все прочие версии), но нужно соотнести функции упомянутых мойр с женским квартетом в "Сказке о царе Салтане...", привести синонимику имён в литературе (к примеру, Атропос=Айса и т.д.), иначе как-то без доказательств. Относительно истоков образа лебединой девы: вопрос более сложен, не решается так однозначно...
Мара Рушева 18.09.2018 13:04 Заявить о нарушении
Леонид Берёзов 19.09.2018 00:45 Заявить о нарушении
Я в своё времяи интереовался языком шумеров.
Интересен побуквенный анализ слова "ас-им-баббар" в смысле "молодой месяц".
Баббар - по своей этимологии должно означать изливание некоторой информации
"ас" близко по смыслу: "выход информации"
"им" - подалуй самое интересное - "проявленное рождение" что имеет смысл для описание фазы молодого месяца
Такие повторения смыслов показывают, на мой взгляд, сложную историю культуро-научного формирования смысла в термине
Дмитриев 01.02.2025 20:21 Заявить о нарушении
Мара Рушева 06.08.2018 18:22 Заявить о нарушении
В главе «ВЕРСИЯ БОБРОВАЯ: БОБРИХА» есть строки: «Что касается бабы Бабарихи, то в сравнительном аспекте, как полагает автор этих строк, уместен образ кетской Хоседэм (Хосядам), принадлежащий богине севера, земли, воды и мира мёртвых. Согласно мифу, Хоседэм являлась супругой небесного бога Еся и была изгнана Есем с небес или же ушла сама (из-за смерти сына, либо к месяцу, изменив супругу)».
Кетский лунарный миф гласил, что Хоседэм ушла от небесного бога Еся к лунному светилу, оторвав одну его половину (с сердцем) у его супруги, женщины-Солнца. У последней осталась вторая половина, без сердца, которая светила на небе, а вторая половина в это время пребывала в чуме Хоседэм. В шумерском мифе лунное светило имело ипостась Ас-им-баббар. Баба-бабариха, таким образом, имеет аналоги в солярной супруге месяца.
Мара Рушева 07.08.2018 00:45 Заявить о нарушении
"Ас-им-баббар" в переводе с шумерского буквально означает: "светлое из внутреннего становится внешним".
Это в отношении к молодой луне, отмерявшей фазы помесячного лунного календаря, как раз и означает астрономическую динамику того, как тень Земли циклично перекрывает свет Луны взгляду человека с Земли
Шумеры были выдающимися астрономами (и астрологами) так как для сельских работ им нужно было детально разрабатывать лунно-солнечный календарь
Лунно-солнечный календарь у шумеров отражает два типа цикличности:
- годовая с двумя периодами работ: зимним дождливым и летним жарким (солярные культы бога Уту)
- помесячная (лунные культы бога Нанны)
Если мы проследим побуквенную этимологию имён Уту и Нанны (у аккадцев Син), то обнаружим внутреннюю логику этих имен, связанную с определенными циклами времени
И соответственно цикличность рождения детей матерями родов ("бабарихами") у шумеров была приурочена к фазам сельскохозяйственных работ, чтобы женщины могли работать, не нарушая периода вынашивания ребёнка.
Так строился и массовый культовый календарь, где соответствнено выстраивались праздники урожая рождающей земли и праздники массовых браков и зачатия детей, рождаемых затем к периоджу новых сельхоз работ
Вот в чем тут сущность аналогии, передаваемой мифами, и связь солряных культов с лунными
Дмитриев 07.08.2018 09:53 Заявить о нарушении
Дмитриев 07.08.2018 10:04 Заявить о нарушении
Мара Рушева 07.08.2018 21:12 Заявить о нарушении
"Собственно говоря, факт заимствования мифов из регионов Малой Азии и Месопотамии с последующими историко-географическими адаптациями применительно к иным регионам не является чем-то удивительным"
Я не говорю, что в этом есть что-то удивительное. Но когда происходит заимствование смысла в образах мифических персонажей культов разных народов, необходимо в таком случае проследить вектор миграции этнических культур в истории.
Например, в исследовании образа сакрального быка и бычьей тиары я прослеживаю вектор в пространстве-времени: Египет-Крит (Минойская культура)-Древняя Греция, затем возникает обратный вектор
Таким образом, связь культур имеет определенный смысл в мировом этногенезе геопространства, соответственно происходит и миграция смыслов в мифологических сюжетах, которые должны соответствовать мировой истории.
Поэтому шумерскую культуру я сопоставляю с аккадской, ассирийской, вавилонской и иудейской
Дмитриев 07.08.2018 21:48 Заявить о нарушении
Очень подробный разбор образа Бабарихи, - просто энциклопедия! Спасибо. Буду обращаться и думать ещё.
С уважением,
Елена Шувалова 03.12.2017 15:04 Заявить о нарушении