День памяти. Сергей Паранжанов

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Сергей Параджанов - один из самых интересных режиссеров XX века, уникальный мастер, создавший свой неповторимый кинематографический язык, и в жизни был человеком столь необычным, что его причуды зачастую воспринимались окружающими едва ли не как безумие. Непредсказуемый, эпатажный, с искрометной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, он пять лет провел в лагерях строгого режима, за которыми последовали пятнадцать лет творческого простоя. И все же этот человек нашел в себе силы вернуться к любимой профессии и завоевать мировое признание. Его фильмы получили более тридцати призов на международных кинофестивалях, им восхищались Феллини, Антониони, Годар, Куросава, его друзьями были Тарковский, Мастроянни, Ив Сен-Лоран. В своей книге автор, близко знавший Параджанова, не только рассказывает о жизни своего выдающегося коллеги, но и дает профессиональный анализ его творчества, что позволяет окунуться в волшебный мир живописи, пластики, музыки, безграничной фантазии великого Мастера.


Андрей Тарковский считал Параджанова гением, а Лиля Брик - близким другом. В его доме гостили Владимир Высоцкий и Франсуаза Саган, Майя Плисецкая и Марчелло Мастрояни. Непредсказуемый, эпатажный, с искрометной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, он пять лет провел в лагерях строгого режима, за которыми последовали пятнадцать лет творческого простоя. И все же этот человек нашел в себе силы вернуться к любимой профессии и завоевать мировое признание.


Все знавшие Параджанова подтвердят, какая психическая энергетика, доводящая до «звона в ушах», исходила от него. Находиться в его обществе всегда было безумно интересно, но в то же время очень утомительно. Не будет преувеличением сказать, что от него шли волны, близкие к «перманентной истерии». Потому, независимо от возраста, в его обществе уставали все, рано или поздно «чувствуя онемение, обдувание ветром, звон в ушах».
Левон Тригорян


«Я видел "Легенду о Сурамской крепости" Параджанова в Тбилиси и сразу сказал, что это шедевр. А последние четыре месяца ее показывают в Риме: нельзя попасть, хотя Италия избалована кинематографом».
Тонио Гуэрра


"Цвет граната" Параджанова, на мой взгляд, одного из самых лучших режиссеров современности, поражает совершенством красоты...»
Микеланджело Антониони


«...По использованию цвета режиссер Параджанов не имеет равных в мировом кино. Цветовое решение в его фильмах, совершенно самостоятельное, идет впереди решений Сергея Эйзенштейна».
Виктор Шкловский


«...В храме кино есть изображения, свет и реальность, Сергей Параджанов был мастером и хозяином этого храма».
Жан-Люк Годар


«Параджанов был великим гуманистом, его мечтой было воссоединение всех людей. Его искусство великолепно, ибо это послание в будущее».
Роберт Оссейн


«Я знаю, что моя режиссура охотно растворяется в живописи, и в этом, наверное, ее первая слабость и первая сила... И мне доступнее всего та литература, которая по сути своей сама - преображенная живопись».
Сергей Параджанов


А еще он гений.



Другие статьи в литературном дневнике: