***

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Николай Заболоцкий (7 мая 1903 - 14 октября 1958)


В русской литературе есть такие старинные полузабытые имена, о которых вспоминают лишь по круглым датам, а если и знают, то благодаря массовой культуре.
К примеру, Иннокентий Анненский стал известен благодаря Вертинскому, который написал музыку к его стихотворению «Среди миров».
Похожая участь и настигла Микеланджело в наши дни, когда в 1983 году в рок-опере «Юнона и Авось» зазвучало стихотворение «Смерть», — ряды читающих стихи Микеланджело заметно расширились.
«Массовая культура всегда старалась «присвоить» Тарковского. «Вот и лето прошло…» все узнали благодаря Софии Ротару, а не благодаря «Сталкеру», как выразился Дмитрий Быков.


Николай Заболоцкий. Кто помнит, что он перевёл древнерусский литературный памятник «Слово о полку Игореве», переводил произведения грузинских поэтов, итальянского поэта Умберто Саба, адаптировал для детей роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле…


Зато его стихотворение «Можжевеловый куст», знает каждый почитатель авторской песни. Его имя стало широко известно в далекие 70-е, когда на гибких синеньких пластинках журнала «Клуб и художественная самодеятельность» прозвучала грустная, трагичная, нежная и обнаженная душа поэта в аскетичном исполнении А. Суханова.
«Можжевеловый куст» - это шедевр, который хочется слушать и слушать


© Валентина Ерошкина 729



https://www.youtube.com/watch?v=Z3IWgyjQVJw&feature=youtu.be День радио. Этот профессиональный праздник был близок Зиновию Гердту, успешно совмещавшему работу и в кино, и на радио .,как добывали голоса у актеров того времени (Яковлев ,Пельтцер,Белявский,Лисициан , Кенингсон ,) сейчас современных актеров по голосу не узнать
*************
"Что движет Солнце и светила"
(16 июля 1923 - 7 мая 1985)


Евгений Богат. Наше поколение помнит его по очеркам в «Литературной газете». Если говорить о журналистике 70-х, то в целом, это ответы на жалобы, космос, природа, бригадный подряд, передовые колхозники… Цензура была жесткая. Цензура была как колючая проволока.


Если для ординарного журналиста важны были факты, то для него поводом для размышлений были такие понятия как душа, бессмертие, вечность. Как не потерять себя или как найти себя. Это как бы не было в цензурных списках, но и не было в списках запрещенных.


«Один старый писатель… любил повторять: каждый рассказ, каждую повесть надо писать так, будто бы они последние у тебя. Наверное, и любить надо так» — эти слова одного из персонажей эссеистики Евгения Богата могли бы стать эпиграфом к его собственному творчеству.


В чем загадка популярности публицистики и книг Евгения Богата? Мне кажется в том, что он вне времени. В его текстах мы беседовали с Монтенем и Шекспиром, евангелистом Лукой, Иовом многострадальным, Брейгелем, Анной Франк и Кузьминой-Караваевой…


Его книги не для всех, а для желающих думать.


Замкнутый и немногословный, он был резкий в своих наблюдениях. Богат спорит, он полемичен, но полемичность его скрытая, внутренняя. Спорят его герои. О справедливости, человеческом достоинстве, росте души.


«Гармония между умом и сердцем совсем непроста, она не похожа даже на тончайшие, нежнейшие аптекарские весы с тихо колеблющимися и замирающими в равновесии чашами» (Е.Богат).


А ведь и не поспоришь, что самая большая тайна человеческой личности - соотношение интеллекта и мудрости души.


© Валентина Ерошкина 729



Другие статьи в литературном дневнике: