***

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Последние годы СССР глазами американского фотографа. Ох и непростое было время!


Американский фоторепортер Питер Тернли (Peter Turnley) прославился своими документальными фотографиями, сделанными в разных уголках мира. За время своей профессиональной карьеры он побывал в 90 странах, где в первую очередь интересовался жизнью обычных граждан, а не прославленными достопримечательностями.


О профессионализме фотографа говорит тот факт, что его снимки 43 раза украшали обложку известного журнала Newsweek!


Питер Тернли неоднократно бывал в СССР в последние годы существования этой сверхдержавы. Редакция «ОФИГЕННО» предлагает твоему вниманию 25 его фотографий, которые запечатлели жизнь советских граждан на рубеже 80–90-х годов.
Эти снимки прямо дышат историей и лучше любого учебника передают атмосферу того времени


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


Врач слушает сердцебиение плода. Бухара, 1987 год.


sovety 1


Парад в Москве, приуроченный к 70-й годовщине Октябрьской революции.


sovety 2


Очередь за обувью. Москва, 1987 год.


sovety 3


Выжившие после землетрясения в Спитаке греются у костра.


sovety 4


Михаил Горбачев на фоне первого «Макдональдса» в Москве.


sovety 5


Продовольственный рынок. Москва, 1990 год.


sovety 6


Палаточный городок в столице.


sovety 7


Пустые витрины продуктового магазина в 1990 году.


sovety 8


Продуктовый рынок Калуги в 1991 году. Похоже, что других продуктов, кроме винограда, гранатов и нескольких лимонов, не было.


sovety 9


Медсестра курит в столовой во время перерыва.


sovety 10


Палата одной из московских больниц.


sovety 11


sovety 12


Женщина играет на аккордеоне на Арбате — популярной пешеходной улице.


sovety 13


Очередь за хлебом в одном из московских магазинов.


sovety 14


За водкой тоже была очередь…


sovety 15


Прямо в ликероводочном отделе можно было сдать стеклотару.


sovety 16


Танки в Москве во время августовского путча.


sovety 17


Чумазые дети в одном из домов Новокузнецка, 1991 год.


sovety 18


Женщины-шахтеры отдыхают после смены.


sovety 19


Шахтер позирует для Питера Тернли. Новокузнецк, 1991 год.


sovety 20


Мясной отдел рынка.


sovety 21


Досуг жителей Новокузнецка в 1991 году.


sovety 22


Очередь в магазин промтоваров.


sovety 23


Пенсионерки Новокузнецка отдыхают возле своих домов.


sovety 24


Очередь за молоком в Туле, 1991 год.


sovety 25


Эти снимки прямо дышат историей и лучше любого учебника передают атмосферу того времени



\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
\\\\\\\\\\\\\\\\













«ЖЕНЩИНЫ в ИСКУССТВЕ»

Весна…время, когда вместе с уходящим снегом уходят меланхолия и печаль, а вместе с бегущими ручейками, первыми цветами и лучами солнца приходит вдохновение, душа оживает и расцветает.
Есть тайная печаль в весне первоначальной,
Когда последний снег нам несказанно жаль,
Когда в пустых лесах негромко и случайно,
Из дальнего окна доносится рояль.
Когда в пустых лесах негромко и случайно,
Из дальнего окна доносится рояль.


И ветер там вершит круженье занавески,
Там от движенья нот чуть звякает хрусталь,
Там девочка моя ещё ничья невеста,
Играет, чтоб весну сопровождал рояль.
Там девочка моя ещё ничья невеста,
Играет, чтоб весну сопровождал рояль.


Ребята нам пора пока мы не сменили,
Весёлую печаль на чёрную печаль,
Пока своим богам ничем не изменили,
В программах наших судеб передают рояль.


И будет счастье нам пока легко и смело,
Та девочка творит над миром пастораль,
Пока по всей земле во всех её пределах,
Из дальнего окна доносится рояль.



Не случайно именно весной состоялось открытие женской выставки в Доме художника. Представительниц прекрасной половины человечества, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства разных поколений и разных направлений, объединила экспозиция «Женщины в искусстве». Редко можно встретить такое
органичное соединение всех составных элементов: произведений искусства и пространства выставочного зала, техничного исполнения работ и их содержательной наполненности. Обаяние выставки в том, что каждый посетивший ее зритель, найдет здесь работу на свой вкус, близкую по духу.

Особенно привлекательна работа Натальи Корневой «Осень».

Замечательны линогравюры-лубки Людмилы Ермиловой и две венчальные иконы Веры Лавриненко и , несомненно, заслуживают особого внимания,

Иллюстрации Татьяны Киселёвой к великолепной книге «Евангелие в пересказе для детей» Татьяны Киселевой, несомненно, заслуживают особого внимания.

Цветочные натюрморты Ольги Козловой обнажают тайные и вечные смыслы, сокрытые в живой природе, которые выявляются с помощью особых пластичных и декоративных решений. Притягивают неповторимая индивидуальность почерка, мягкий рисунок, звучное сочетание цвета.

«Мальвы» Натальи Рыкуновой непостижимым образом передают аромат и свежесть цветов, а в ее картине с арбузами есть праздничность, все вкусно и декоративно.


Расцветают, как невиданные, сверкающие видения цветы в натюрморте «Прощальные розы» Ольги Рождественской. Она легко экспериментирует с техникой масляной живописи. Работы выполнены крупными смелыми мазками, но, тем не менее, четко определено композиционное построение, расположение цветовых масс. Во всем – удивительное сочетание свободной и тщательной манеры, личной истории, описанной спонтанно и с настроением.

В картине Л. Алексиной «Зимний пейзаж» воссоздается атмосфера настроения, дух места и особая связь художника со средой. Сказывается мастерское использование светотеневых контрастов, умение автора выстраивать, точно находить композиционное расположение для каждой детали работы.


Картины Натальи Сазоновой отличаются изяществом и экспрессией. В эмоциональных работах, манипулируя разными приемами и элементами живописи, художник достигает особой выразительности, высокой степени достоверности. Таковы натюрморты «Ромашки» и «Черемуха».


Невозможно не отметить великолепного мастера керамики, заслуженного художника России, Галину Одинокую. Ее работы выполнены из глины и фаянса: это тарелки, вазы, скульптуры.


Композиция каждой работы идеально продумана. Все они – стильные, современные произведения. В центре ее творчества – влюбленность в людей, природу, культуру своей страны.


Представителем молодого талантливого поколения художников
выступила Мария Дмитриева.


Ее куклы - яркие, пластичные, наполненные традиционной символикой, имеющие глубокие исторические корни. Каждая авторская кукла, как и человек, обладает индивидуальностью, по-своему неповторима.

Мария работает в интересной манере, у нее свой взгляд на мир, особое решение, необычное видение, хотя она всегда с особым пристрастием, глубоко изучает историю традиционного народного костюма. Ярким доказательством тому служит представленная на выставке «кукла с кудельной косой» и авторская матрешка, выполненная по мотивам Архангельского костюма. Ни с чем несравнимая ценность – воплощаемое ее персонажами чувство – любовь. Работы Дмитриевой – встреча с чудесным.


Хорошо подобрана вся экспозиция выставки. Работы – яркие или сдержанные, декоративные или станковые, в каждой из них открывается правда жизни, личное видение мира.

Впечатляет удивительная легкость исполнения работ Натальи Ворониной. Емкая живописная пластика, интересные решения, внутренняя энергия притягивают в работах этого художника, которых на выставке представлено четыре.

Особенно впечатляют натюрморт «Памяти Татьяны Мавриной» и портрет «Света», в котором очень чутко передано настроение и внутренний мир модели.


Художницы – такие разные, каждая работает в своей неповторимой манере и у каждой свой стиль, свой материал.

Это работа и акварелью, и гуашью, и пастелью. Они пишут маслом, творят в технике батика и керамики. Представлена также иконопись, линогравюра, перегородчатая эмаль, лицевое шитье.


Всего на выставке более ста произведений сорока участниц. Многие из них работают преподавателями в художественных школах и профессиональных учебных заведениях. Это и Елена Левенцева, которая представила на выставке портрет в технике акварели, и Наталья Артемова, представившая работы, выполненные пастелью, и
Галина Ямбаршева, работающая в керамике, и Галина Васильева, представившая великолепную работу «Отечество», наполненную глубоким духовным смыслом, выполненную в технике перегородчатой эмали.

Марина Бирюкова преподает в Лавре в иконописной школе технику лицевого шитья. На выставке были показаны работы Марины и ее учениц.


Отдельно хочется отметить Татьяну Дубинич, которая выставила акварели «Наперстянки» и «Букет», а также чудесную авторскую матрешку с романтическим названием «Наивная деревенская девушка».

Привлекают внимание зрителя батики Галины Бирюковой и натюрморты Ольги Мильгуновой.


Увлекаться искусством, посещать художественные выставки в наше время становится все более популярным.


Посетители выставки «Женщины в искусстве» высказали пожелание сделать подобную
выставку традиционной для весеннего времени года.


Ю. В.



Другие статьи в литературном дневнике: