***

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Радимов Павел Александрович - русский поэт и художник (1887-1967)
Окончил филологический факультет Казанского университета.
С 1908 г. выступал как художник. В 1912 г. выпустил первую книгу стихов «Полевые псалмы», в 1914 г. - сборник «Попиада».
В послереволюционные годы - преподаватель Казанского художественно-технического института. В феврале 1923 г. в Казани был создан Татарский филиал АХРР, одним из основателей и основных руководящих работников которого П. Радимов был в течение всех 10 лет ее существования.
В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня».
Далее работал преимущественно как художник, преподавал живопись. В начале 1930-х гг. переехал в Москву. Рисовал в традициях, восходящих к идеям передвижников, - станковой живописи бытового, портретного, пейзажного жанров.
Павел Александрович Радимов дружил с художниками Загорска, и принимал участие в создании Союза Художников. Особенно близкие дружеские отношения связывали его с Николаем Беляевым. Сохранилось письмо дочери Павла Александровича к Николаю Беляеву.
Русский советский «крестьянский» поэт, литератор, художник-пейзажист, общественный деятель. Председатель Товарищества передвижных выставок; председатель Ассоциации художников революционной России; председатель Московского областного союза художников.

Павел Александрович Вадимов родился в деревне Рязанской губернии, в семье сельского священника.

По отцовской линии все предки Радимова были священнослужителями.

Он также получил духовное образование, окончив Зарайское духовное училище и Рязанскую семинарию.
Однако священником Павел не стал. С детства маленький Павел любил рисовать и начал писать стихи.

В 1905 году он отправился в Москву поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Однако в итоге юный Радимов поступил в совсем другое учебное заведение: на историко-филологический факультет Казанского университета.

Окончил его в 1911 году, защитив дипломную работу «Гомер в произведениях греческих художников». Одновременно с учебой на филологическом факультете брал уроки живописи у Н. И. Фешина.

Такое разностороннее образование позволило расцвести универсальному таланту юноши и предопределило его дальнейшую судьбу: вскоре он стал известен и как поэт, и как художник.

С 1908 года он начал серьезно заниматься живописью. В 1912 году выходят в свет его первые книги: «Полевые псалмы», замеченные В. Брюсовым, и «Земная риза». В 1914 году вышел сборник стихов Радимова, написанных редким размером – гекзаметром, - «Полиада». В 1914 — 1926 годах молодой поэт был сотрудником газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».

Параллельно с литературным творчеством Радимов прогрессировал как живописец.

С 1911 года он начал экспонироваться в Товариществе передвижных выставок.

Дебют состоялся на 39-й выставке. В 1914 году за картину «Старый мезонин» был принят в члены Товарищества по рекомендациям В. Д. Поленова и И. Е. Репина.

В это же самое время поэт, художник, журналист Павел Радимов преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

В 1917 году в Казани он стал заведующим отделом искусств Наркомпроса Татарии.

Приняв революцию, стал заниматься общественной деятельность в молодом государстве. Продолжал писать стихи и заниматься живописью.

В 1918 году он стал последним председателем Товарищества передвижников.
В 1921 году Павел Радимов впервые представил свои живописные работы в Москве.

В 1922 году Радимов с соратниками – художниками Григорьевым и Наумовым активно взялся за создание АХРРа (Ассоциации художников революционной России), став первым председателем нового союза.

В эти годы, находясь в центре художественной жизни, он близко сошелся с художниками А. Е. Архиповым, С. В. Малютиным, скульптором С. Т. Коненковым, поэтами В.Я. Брюсовым, С. А. Есениным, В. В. Маяковским и другими.

Художник в разное время участвовал во многих зарубежных выставках — в Венеции, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Стокгольме, Нью-Йорке.

Первый послереволюционный сборник стихов «Деревня» Радимова-поэта вышел в 1922 году.

Как литератор, избирался председателем Всероссийского союза поэтов. В эти годы П. А. Радимов дружил с Луначарским, Ворошиловым, Буденным, работал в Кремле.

В 1926 году Радимов ездил в Финляндию, на дачу к Репину («Пенаты»).
Там им был создан портрет выдающегося российского живописца, который находится в настоящее время в Третьяковской галерее. В «Пенатах» П. А. Радимов написал стихотворение «Море», посвященное великому художнику.

Как и другие «крестьянские» поэты, Радимов пострадал от кампании против «кулацкой» поэзии.
После этого стал работать в ином жанре, переключившись на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории.

Большую часть времени занимался живописью, много путешествовал по стране, описывал свои впечатления в стихах и на холсте.

В 1928 году состоялась выставка АХРР «10 лет РККА», одним из организаторов которой был Павел Радимов.
В последующие годы он много трудился и занимался общественной деятельностью. Организовал Московский областной союз художников, был избран его первым председателем.

Устроил десятки выставок своих работ по всей стране, написал воспоминания и издал книги своих стихов.
Последняя персональная выставка художника прошла в Москве в 1962 году в честь 75 – летнего юбилея живописца.
В 1930-е годы поселился в Хотькове, близ Сергиева Посада (Загорска).

Много рисовал, писал, сочинял.

В 1932 году переехал в Ново-Абрамцево – поселок советских художников, основанный И. Э. Грабарем неподалеку от усадьбы Абрамцево.

В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство», на которой были представлены работы советских художников.

Скончался в 1967 году в своем доме в Хотьково, похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Был перезахоронен на Московском Введенском кладбище.



Другие статьи в литературном дневнике: