Досмотрел сериал Школа.

Артем Ферье: литературный дневник

Ну что сказать? Вообще-то, если написать полноценную рецензию, с толком-чувством-расстановкой - это пара томов выйдет. Может, потом.
А кратко - охуенная всё же девка, эта Германика. Как сказал бы Стас П., "такие люди оберегают Россию от тотального ядерного удара" :-)
А как сказал бы я: "Она сделала для эмансипации женского подвида больше, чем все феминистки за всю историю". Потому что одно дело блеять о равноправии, другое - наглядно показать, что бывают и у баб мозги. Да ещё какого качества!


Ну и ОРТ молодцы, что всё же показали сериал, несмотря на истошный визг всяких помоечных про****ей (этим Эрнст спас Останкинскую телебашню от локального ядерного удара).


Честно, получил большое удовольствие. И пищу для размышлений. По хорошему счёту, это первый и покамест единственный русский фильм, снятый о школе и подростках, а не о представлениях сценаристов о том, какой должны или не должны быть школа и подростки.
Что особенно ценно - сериал добрый, душевный. Да, это не сразу и не всем бросается в глаза, но если уж вычленить главную идею, то она была бы, наверное - "Все люди добрые, игемон". Просто, порою добрые люди совершают не очень красивые поступки, вследствие недомыслия или слабости.


Был ли Гитлер добрым человеком? Гхм. Да лучше б он был холодным эгоистическим мерзавцем, которому поебать на благополучие соплеменников! Глядишь, связался бы с толковым еврейским дилером, который организовал бы грамотную пиар-кампанию для художеств фюрера, и тот не стал бы фюрером, а стал бы скромным гением-миллионером с безобидными и простительными для его статуса идеологическими заёбами. Но проблема была в том, что Адольф Алоизыч оказался слишком совестливым и сострадательным субъектом для карьеры топового мазилы (хотя малевал неплохо, довольно интересно).


В сериале "Школа", впрочем, Гитлера нет. Есть как бы один скинхед в классе, по-своему очаровательный, а Гитлера - нет.
Реально, там нет вообще ни одного персонажа, которого хотелось бы убить. Что чрезвычайная редкость для новейшего российского кино, где обычно хочется убить всех, начиная с режиссёра и кончая помощником осветителя.


Порою, когда смотрел, хотелось отвесить подзатыльник. В основном - учителям и родителям. Потому что, ей-богу, нельзя быть такими баранами в тридцать-сорок лет (и потому что, хотя нельзя, но реально они есть, и их много, и это самое тяжкое преступление против человечности: халатное невключение разума, составляющего главный признак нашего биологического вида).


Из подростков - подзатыльник хотелось отвесить только Ане Носовой. Думалось при всяком её фортеле: была б ты, голубушка, в моём классе - я б из тебя человека сделал. Обожаю работать с депрессивными эгоцентричными малолетками, которые воображают, будто весь мир ополчился на них и они раздавлены гнётом немеренных проблем. Обожаю, поскольку это лечится очень просто. И после даже недолгого общения со мной они разом просекают, какой ничтожной ***нёй были все их прежние проблемы, а равно - что такое настоящий, убийственно леденящий эгоцентризм.


А так, понятно, чёрствое равнодушие одноклассников сгубило эту несчастную мазохистку: она хотела, чтобы её замечали, чморили и мучали, а её, всё больше, посылали нахуй. Когда же пьяная Оля Будилова, в ответ на милейшую шутку с поливанием щёлочью, лишь немножко помяла Аню Носову и стащила с неё блузку, та поняла, что это предел "мести" одноклассников, и нужно кого-то убить, чтобы получить большее. Убить предпочла себя, что, в общем-то, было наиболее адекватным выбором в её обстоятельствах. Хотя печально. Что не оказалось рядом заботливого садиста, который бы сначала размазал её гусеницами по асфальту - а потом бы склеил ошмётки в нечто более жизнеспособное.


Ради справедливости, Миша Дятлов пытался сделать нечто подобное. Но он сам мазохист и слишком добрый, мягкий парень, а потому не преуспел. Тем не менее, хотя бы две недели полноценной, насыщенной жизни он ей подарил. С этими "маньяческими эсэмэсками". Он подарил ей триллер. Она боялась - а значит, знала, что жива. На тот момент - лучшее, что могло с ней быть. Жаль, что мистификация вскрылась, и Носова опять ударилась в унылый бубнёж "меня все предали" и банальные истерики "вы все грязь и сволочи". Увы, ей не дано было видеть всю пошлость своей вымученной мизантропии - и пошлость победила её.


Вообще же, одно из самых тривиальных (и самых нелепых) утверждений, которые приходится слышать в этой связи - тезис о якобы сверхуязвимой подростковой психике.
Мало какая ***ня в этом мире сравнится с данной. Реально, подростковая психика - это ТАНК. Даже если ребёнку не повезло с родителями и они загрузили этот танк всякими благоглупостями, которыми успели ожиреть их собственные мозги, всё равно каждый подросток имеет огромный резерв брони и мощности. Цинизм, пофигизм, эгоизм. Лёгкое отношение к жизни и смерти (если, конечно, физическая кондиция не такова, чтобы угроза "естественной" смерти была экзистенциально неотлучной).


Единственная проблема с этим танком - им правит весьма укуренный экипаж. Вернее, когда танк не в бою - экипаж имеет возможность расслабиться.


Что ж, современный мир в цивилизованных странах - действительно слишком мирный и благополучный. Он скуп на бои и стрессы. Именно из-за дефицита стрессовых ситуаций в современном мире их приходится высасывать из пальца, называя "стрессом" такие аттрибуты спокойной повседневной жизни, как поездка на общественном транспорте и рутинный ход работы/учёбы.


Но танк - рвётся в бой. Ему хочется "быть героем". Ан негде. Врага - фактически нет. Его цепи - слишком жиденькие. Они не столько препятствуют социализации нового члена общества, сколько приветствуют её. И эта замечательная боевая машина, подростковая психика, созданная природой для того, чтобы безжалостно ворваться в мир взрослых и отвоевать себе место под солнцем, оказывается избыточно "боевой". И тогда - экипаж начинает сходить с ума.


Попыхивая, начинает себе придумывать всякого рода галлюцинации. Конечной из которых может стать: кругом враги, мы в окружении, единственный выход - самоподрыв!
Ну или же, этот танк, с его обленившимся и размякшим экипажем, привыкший катить по шоссейке не таясь, вдруг нарывается на реальную засаду, первую настоящую засаду в своей жизни, и она оказывается для него последней.


Конечно, не во всех случаях так бывает. Когда-то это вовсе было немыслимо, попусту терзать себя, когда молод и полон сил. Поэтому склонность упиваться своими несчастьями, всячески их преувеличивая и преумножая, - сравнительно недавняя мода среди молодых людей (и особенно девиц). И это мода сытого сословия/общества. Её распространённость - прямо коррелирует с качеством жизни. Чем оно выше - тем, грубо говоря, больше "эмо-романтиков", "бедных лиз" и "молодых вертеров". Это, в общем-то, сродни росту аллергии на фоне "стерилизации" быта. Не имея реальных врагов-микробов, имунная система начинает бросаться на всё живое. Не имея реальных проблем, которые должна преодолевать броневая подростковая психика, она начинает реагировать на любую ерунду как на смертельный урон.


Разумеется, дизориентация "экипажа танка" порой усугубляется маразмом "командира танковой бригады". То бишь, установками "мира взрослых", их реакциями, далеко превосходящими всякий подростковый "неадекват" (поскольку поведение подростка, в основе своей, пока ещё всё же рационально).


Этого фильм тоже, естественно, касается. Вот казалось бы, с чего дедушке Ани Носовой, заслуженному и матёрому учителю, схватывать инсульт при виде фоток внучки с обнажённой (хотя прикрытой руками) грудью?


Честно сказать, видится некоторой (и редкой для сериала) натяжкой, что Миша Дятлов подбросил дедуле эти фотки. Натяжкой хотя бы потому, что шанс случайно обнаружить в инете фотки голой одноклассницы - примерно таков же, как выловить у берега бутылку с её запиской, сброшенную посреди океана. Ей-богу, никто не посещает сайты с полуобнажёнными девочками, прикрывающими сиськи руками, кроме других полуобнажённых девочек, прикрывающих сиськи руками.


Но даже если допустить, что эпизод основан на реальных событиях - откуда парень мог знать, что дедуля вздумает отреагировать так резко? Он, наверное, производил впечатление вменяемого человека - и всех наебал. Оказался ханжой. И действительно плохим учителем, что сам признал в конце фильма. Возможно, он был бы недурным университетским профессором, но общение со школьниками - это не обучение студентов. И требует несколько большего, нежели знание предмета. Как говорил уже, по-моему, всякий учитель перед допуском к преподаванию должен проходить стажировку в цирке, дрессировщиком крупных кошачьих.


Впрочем, довольно про Аню Носову и её родню. Понятно, что этот персонаж для Германики в некотором роде автобиографичен, но когда так - она слишком жестока к себе. Не знаю, что отчебучивала Гай Валерия в школе, но у неё-то есть оправдание: она умница и талант. А гениям - дозволяется время от времени плескать в одноклассников щёлочью, наставлять на них автомат, разбивать их мобильники и ****ить их камкодеры. Но Аня Носова на протяжении всех 67 серий не позволила заподозрить себя в какой-либо ****утой гениальности. Нет, она просто ебанутая.


Самая же концовка - очень понравилась. Когда физичка со своей пятнадцатилетней подружкой "караокят" Владивосток-2000.
"Уходим, уходим, уходим:
Наступят времена мальчишек".


Ага, точно. Хватит уже страданий слезливых соплячек с их надуманными ничтожными проблемами. Этот мир - для реальных пацанов :-)


Да, ещё читал, что возмущение многих зрителей вызвал излишний, как им показалось, физиологизм и натурализм иных сцен. Как, например, писающая (для теста) Будилова, дрочащий в душе Горяев, мастурбирующая дилдом физичка.
Я же рискнул бы утверждать, что если и есть воспитательный фактор в сериале - так именно в таких сценах. Что не надо стесняться провериться на беременность: даже очень сексапильные девицы это делают. Что не надо комплексовать из-за онанизма: это делают все парни и даже очень симпатичные учителя физики. Да и вообще, это прорыв - отечественный фильм про школьников, в котором хоть как-то затронута тема мастурбации. Глядишь, ещё немного - и до уровня первого American Pie дотянутся :-)



Другие статьи в литературном дневнике: