Почти как поздравление

Артем Ферье: литературный дневник

Завтра для меня трудный день. Я должен буду делать вид, будто люблю свою жену на 24% больше, чем в остальные дни года. Хотя это невозможно. Потому что я круглогодично люблю её с максимальной самоотдачей. Но я постараюсь, Женя. You’ll be surprised :-)


Сейчас же, в этот тихий вечер после довольно-таки бурного дня, хотелось бы сделать подарок и другим достойным тёткам. Поскольку же в последнее время на досуге меня тянет поговорить о школьных делах, – то прежде всего я делаю подарок тёткам-учительницам.


Прошу понять меня правильно. Сам я – не совсем учитель. Мой опыт в данном качестве – не слишком обширен. Бывало, я выступал чем-то вроде репетитора, подтягивая младших родственников своих друзей. Один месяц – вёл английский в средней школе, подменяя бывшую однокашницу, укатившую в свадебное путешествие. А сейчас - даю кое-какое образование своим подопечным на картофельной калужской плантации. Хотя для них я не столько учитель, сколько – хозяин. Просто, я – рачительный хозяин. Поэтому стремлюсь повысить качество своих работников, юных уголовников, которых отмазываю от срока с тем, чтоб эксплуатировать с наибольшей выгодой.


Однако, рискну утверждать, мой опыт – вполне удачен. Я получаю удовольствие от педагогических своих экзерсисов, поскольку люблю глумиться над малолетками, но при этом ни одного ещё не довёл до заикания, энуреза и даже до самого лёгенького нервного тика.


Когда-нибудь, возможно, я брошу прочие свои дела и целиком посвящу себя педагогике. Пока же – я состою в попечительском совете нашей корпоративной школы, учреждённой на родительские деньги для своих исчадий. Где имею непосредственное отношение как к собеседованию учителей, так и к их инструктированию.


Вываливать в публичный доступ служебные документы – естественно, я не буду. Там слишком много вещей, обусловленных спецификой нашей корпорации и потому – малоинтересных для читателя со стороны. Но попробую – сделать «выжимку» из школьных наставлений, обозначающих общую позицию попечительского совета вкупе с рекомендациями.


1. Многих учителей, особенно старой закваски, весьма возмущает, что с девяностых годов их школьную деятельность принято считать не «воспитанием подрастающего поколения», а – «оказанием образовательных услуг». Их бесит даже сам по себе этот оборот.
Мотивы такого возмущения понятны, но – неразумны. Если смотреть правде в глаза, ещё задолго до девяностых средняя школа утратила какую-либо системную воспитательную функцию просто в силу кризиса единой идеологии и загнивания всех институтов, проводивших её в жизнь. Когда же система была сильна – она представляла собой ту ещё мерзость, положа руку на сердце. И по-любому никого не исправляла и не наставляла.


2. В словосочетании «образовательный услуги» - нет ничего плохого или уничижительного. Врач – оказывает медицинские услуги, адвокат – юридические, учитель – образовательные. И это главное, что от него требуется, как от учителя. Он – тот же репетитор, только работает с большей группой. Главный вопрос – в качестве услуг. Именно им – измеряется профессионализм. И слово «услуги» - вовсе не исключает добросовестности.


3. Если учитель способен завоевать доверие учеников, помогать им в решении непростых нравственных вопросов, наставлять на путь истинный – это, конечно, прекрасно. Но не стоит чересчур увлекаться проповедничеством. Не стоит чересчур давить на юные мозги и психику. Лучше сконцентрироваться на том, чтоб обеспечить порядок в классе и внимание учеников. Ибо это необходимо – для выполнения прямых обязанностей учителя. Если он и их не в состоянии выполнить – о каком воспитательстве и наставлении на путь может идти речь?


4. От учителя требуются добросовестность и профессионализм. «Гореть на работе», «выкладывать душу» - от него не требуется. Более того, чересчур эмоциональное и пафосное отношение к профессии – немножко настораживает. Нам не нужен Данко, пугающий детей видом горящего сердца в кулаке. Вполне сойдёт и Вергилий, как доброжелательный и спокойный проводник по ярусам храма знаний.


5. Прежде всего, учителю требуется ответить на простой вопрос: чего он сам хочет от своей работы и почему её выбрал? Ответ: «Я выбрал её, потому что мне интересно общаться с детьми, делиться с ними знаниями, и я хочу этим заниматься за хорошее вознаграждение и в психологически комфортной обстановке» - вполне нормальный. Но и более приземлённый вариант: «Я, вроде, умею втирать мелким за свой предмет и не прочь поднять на этом деле ловешки» - тоже нормальный.


6. Налаживая контакт с детьми – следует честно им говорить, чего ты от них хочешь, и почему. Не надо чрезмерно капать им на мозги, стыдить, совестить. Когда они создают вам проблемы, – достаточно простой констатации этого факта. Вкупе с объяснением, каким именно образом они создают вам проблемы. Даже если школа государственная, а ребёнок – трудный, из неблагополучной семьи, всё-таки можно ему объяснить, что на самом деле вас заботит. «Понимаешь, мы друг другу – по жизни никто. Я к тебе в родню – не набиваюсь. И это была не моя идея, всеобщее обязательное среднее образование. На самом деле, мне бы вовсе не хотелось тебя напрягать и заставлять ходить в эту школу, когда тебе это, кажется, нафиг не нужно. Но это нужно другим людям, которые платят мне деньги за то, чтобы чему-то тебя научить. Вот так получилось, что мы в одной лодке. Я, типа, капитан. Ты, типа, пассажир. И я не хочу тебе ездить по ушам, я не хочу тебя притеснять, но не могу ссадить тебя на берег и тем более не могу допустить, чтобы ты ковырял штопором днище. Усекаешь? Поэтому, осознав ситуацию, давай не будем портить друг другу кровь. Я тебе не враг. Но я – и себе не враг. Я не потерплю бунта на корабле, раз уж командую им. И это от тебя зависит, как ты будешь продолжать наше увлекательное путешествие по морю познания: в петле на нок-рее – или всё-таки на палубе».


В частной школе – всё проще. «Твои родители платят мне деньги за то, чтобы я тебя учил. Если не выучу – получается, я не отработал своих денег. Но мне придётся сослаться на форс-мажорное обстоятельство. Именно: ты сам не желаешь учиться. О чём я, как честный наёмник, должен известить своих работодателей, они же – твои родители, как только это стало очевидно. И если это так, если ты действительно не хочешь учиться, - разбирайся с ними сам».

Это всё очень цинично и вульгарно, такая «девальвация» высокой учительской миссии? В моих глазах – это, напротив, восстановление её достоинства. Одно дело – идейный какой-то фрик, который сам толком не знает, чего хочет, а другое – профессионал-наёмник, соблюдающий условия контракта. Во всяком случае, детям (а тем более подросткам) – так проще объяснить свой интерес, чем распинаться перед ними, как вы желаете им добра и трудитесь на их же благо.


7. Не надо «любить» детей. Огульно и самозабвенно. Это не ваши дети, в конце концов. Достаточно – не ненавидеть их. И принимать такими, каковы они есть. Во всём разнообразии. А не лепить себе какой-то идеальный образ, чтобы потом жутко разочаровываться и ожесточаться.
«Принимать» - не означает, впрочем, «терпеть любые выходки». Это означает – учитывать свойства материала, который вы намерены отшлифовать в целях инкрустации своего послужного списка.
Опять запредельно цинично прозвучало? Ну что ж, если с кем-то из учеников действительно возникают тёплые человеческие отношения, - оно и славно. Но не ваша обязанность – ВСЕХ этих мелких засранцев своей любовью озарить. По большей части – достаточно просто нормальных «деловых» отношений.


8. Если уж говорить о моральной миссии школьного воспитания, то я бы сформулировал её как идею минимальной (и достаточной) социальной адаптации: «Живи сам – и дай жить другим». То есть, не лезь в чужие дела, которые тебя не касаются, а если лезешь – то изволь разумно обосновать, почему решил, что тебя это касается, и каким образом.


9. Крайне желательно – всегда использовать все доступные средства аудио- и видеофиксации происходящего в классе. Благо, сейчас это общедоступные средства. Дети – обожают снимать неадекватное поведение учителей на мобилы. Что вполне сознательно провоцируют. Учителям же, чем срываться в неадекватное поведение, лучше пользоваться тем же приёмом. Кто-то не в меру раздухарился и оборзел? Ну так сними его на мобильник и покажи родителям!
А уж приватные беседы после урока, наедине, – сам бог велел записывать. Это элементарный инстинкт самосохранения диктует.
Помню, в тот месяц моего заместительного учильства – возник конфликт с одним борзым пациком из девятого класса. Я оставил его после урока, чтоб объясниться, а он – стал втирать мне, что у него папа - мент-подпол (это была правда), и что он подбросит мне гер, что меня определят на пресс-хату, где злобные урки меня отпетушат по полной программе, ну и всякий такой гон.
Это было умилительно, это меня даже прикололо, но, исполняя свой педагогический долг, я сказал: «Знаешь, ты меня так застращал своим папой, оборотнем в погонах, что я теперь боюсь его в школу вызывать. Я лучше сразу напишу генералу такому-то, начальнику твоего папы. А копию – в Генеральную прокуратуру».
Пацан усмехнулся: «Пиши-пиши! Кто тебе поверит-то?»
Я достал из кармана мобилу – и запустил запись. «Да мой батя – он реально крутых коммерсов укатывал! Пять граммов геры на карман – и досвидос! Ты, бля, этого хочешь?»
Хорошо, в таком возрасте сердце обычно крепкое бывает – а то б валерьянку пришлось искать. Но цвет его лица – годился для рекламы творожков от «Данон».
Не будучи полным дебилом, он очень быстро представил, что с ним сделает папа, когда услышит эту запись. А менты – обычно весьма авторитарны к своим отпрыскам. Особенно, если их откровения как-то угрожают карьере.
Я быстро утешил пацана, сказав, что это останется между нами, что я понял шутку и не обижаюсь на неё, что не хочу создавать ему проблем, но рассчитываю на взаимность.
Пацанчик – имел авторитет в своём классе, и с тех пор – это был один из самых послушных классов, что я вёл. Хотя строить одноклассников – я его вовсе не просил. Зачем бы… просить?
И ведь очень простая и дешёвая это штука, диктофон. Да в любом приличном мобильнике оно есть, и хранилища – на весь день хватит.
Это подло, записывать как бы приватные беседы? Нет, подло будет, когда какой-нибудь ушлый шкет (или «шкетиха») заявит, что, оставив после урока, – вы склоняли её(его) к разврату. И глупо будет, когда у вас нет записи реального разговора. Где оно, ребёнко, угрожает тем, что выдвинет такое обвинение.


10. Бывают, конечно, ребятишки, которым пофиг на родителей-алкоголиков, пофиг на общественное мнение, которые просто – изображают из себя квинтэссенцию прямого насилия, как оно есть.
Они могут открыто объявить учителю: «Чел, ты ходи – да оглядывайся. Я получу двойку – ты получишь перо в бок. От моих корешей, когда у меня будет алиби».
Это, конечно, крайняя отмороженность – но вот есть и такие. И не всегда безосновательны подобные угрозы. Редко, считанные случаи по стране, - но, бывает, они воплощаются.
И здесь – не до сантиментов. Не до рассуждений о гуманности и нравственности. Здесь – нужно себя обезопасить. Во-первых, конечно, записывать всякий такой разговор, как сказано было, а во-вторых – чётко дать понять: хочешь войну – получишь войну!
Надо сказать: «Чел, ты серьёзно считаешь, что если у тебя в твои пятнадцать лет есть кореша-отморозки, то у меня в мои тридцать-сорок-пятьдесят их нет? Позволь тебя уверить: есть. И такие, что тебе, сопляку, не дай бог увидеть. Но – увидишь, если будешь нарываться. Я не напрягаю своих корешей по всякой ерунде, но если суровый оборот события примут, - ты сто раз пожалеешь, что замесил эту кашу. Пусть я в бурьяне остывать буду с твоим пером в боку – да только ты мне позавидуешь!»
Но это, конечно, уже крайняя мрачнуха. Это актуально бывает для каких-то посёлков, которые по недоразумению живы остались, и все, там по недоразумению живущие, понимают, что – не живы они вовсе.
Впрочем, сам по себе приём – годится и для государственных школ в мегаполисах. И тётки (особенно – тётки) – его могут использовать.
«Ты чего, сопляк, считаешь, что если я учительница в этой сраной школе – то никакой вообще у меня жизни нет? Я зарабатываю – репетиторством. Готовлю к поступлению в вузы детишек очень серьёзных людей. И им совершенно не понравится, что ты мне проблемы создаёшь и портишь настроение. Мои проблемы – это их проблемы, их детей проблемы. А они – умеют решать проблемы. Тебе ещё что-то говорить надо – или ты достаточно врубной парень?»


11. Если детишки очень достают – всегда можно включить воображение и представить, как достаёшь ствол и угандошиваешь этих мелких ублюдков. Не надо бояться таких фантазий. Надо ими наслаждаться. Ничего ужасного в этом нет. Это всё «виртуал». Главное – отделять его от «реала».


12. Чего действительно не стоит делать – срываться, истерить, орать, отвешивать затрещины. Это – действительно признак профнепригодности. Зачем делать такие вещи, когда всегда при вас – ваш виртуальный ствол? Да вы всегда убить их можете (в воображении), а потому - незачем их бить (в реале).


13. Главное, конечно, - это чувство юмора. Забудьте фразу: «Какие уж тут шутки?» В школе – всегда есть место шутке. Как и в жизни вообще. Да ядерный Армагеддон – хорошая тема для шуток. СПИД – хорошая тема для шуток. И уж тем более хорошая тема для шуток – какие-то кунштюки, которые мелюзга вытворяет в этом цирке под названием «средняя школа».
Ей-богу, серьёзное выражение лица – следует припасти на те случаи, когда кто-то умер. Если нет, и если опасности такой не было, - не надо драматизировать и не надо пугать мелких своей замороченностью.


14. На самом деле, можно повышать голос на учеников. Но только – актёрствуя и давая понять, что изображаешь яростные эмоции, а не выражаешь их бесконтрольно.
А так, вообще-то, для привлечения внимания аудитории есть другие средства. Например, та моя подруга, которую я подменял, использовала для этих целей пастуший кнут, привезённый из Египта. Она держала его на столе, а когда чувствовала, что аудитория слишком расшалилась, - щёлкала им о входную дверь. Звук был такой смачный – что все утихомиривались моментально.


15. Вообще-то, имея дело с детьми, следует понимать, что просидеть 45 минут почти без движения - для них тяжеловато. К чёрту пресловутый ADD как рекламу «Риталина», но просто – не надо их так напрягать. Я лично – посреди урока раздавал им теннисные мячики, по одному на брата и сестру, типа, - «можете покидаться друг в друга!» Это прикольно – но небольно (окна только зашторить). Пять минут перестрелки, потом быстро собрали мячики, продолжаем урок.


16. Глумиться над мелкими – святое дело. Для этого и идут в учителя. Но не дай бог учителю завоёвывать доверие класса, глумясь над наиболее очевидными жертвами. Нет, глумиться нужно надо всеми. И когда кого-то «опустил», а остальные ржут, – тут же нужно брать новую жертву. «Чего ржёте-то? Сами – сильно лучше, что ли? Ну-ка, вот ты, сударь(сударыня) – расскажи-ка мне про то-то и то-то!»


17. Если видишь, что как-то очень болезненно воспринят твой глум неким особо ранимым юным существом, – следует его утешить. Не распинаться перед ним, но просто дать понять, что оскорбить – никто не хотел, что это шутки всё. Если не помогло – (пристрелить нафиг, пока оно не выросло и не вступило в очередную лигу защиты прав убогих психопатов)Зач.
Не, достаточно того, что этому существу дали понять: его не хотят оскорбить, просто шутят. А когда оно само страстно хочет оскорбиться – пусть живёт с этим, если ему так нравится. Но всем – пофиг!


Ну, такие примерно у меня воззрения на учительскую профессию и на полезные для неё установки…


Да, а всех милых барышень – с Профессиональным Праздником! :-)



Другие статьи в литературном дневнике: