Почти как поздравлениеЗавтра для меня трудный день. Я должен буду делать вид, будто люблю свою жену на 24% больше, чем в остальные дни года. Хотя это невозможно. Потому что я круглогодично люблю её с максимальной самоотдачей. Но я постараюсь, Женя. You’ll be surprised :-) Сейчас же, в этот тихий вечер после довольно-таки бурного дня, хотелось бы сделать подарок и другим достойным тёткам. Поскольку же в последнее время на досуге меня тянет поговорить о школьных делах, – то прежде всего я делаю подарок тёткам-учительницам. Прошу понять меня правильно. Сам я – не совсем учитель. Мой опыт в данном качестве – не слишком обширен. Бывало, я выступал чем-то вроде репетитора, подтягивая младших родственников своих друзей. Один месяц – вёл английский в средней школе, подменяя бывшую однокашницу, укатившую в свадебное путешествие. А сейчас - даю кое-какое образование своим подопечным на картофельной калужской плантации. Хотя для них я не столько учитель, сколько – хозяин. Просто, я – рачительный хозяин. Поэтому стремлюсь повысить качество своих работников, юных уголовников, которых отмазываю от срока с тем, чтоб эксплуатировать с наибольшей выгодой. Однако, рискну утверждать, мой опыт – вполне удачен. Я получаю удовольствие от педагогических своих экзерсисов, поскольку люблю глумиться над малолетками, но при этом ни одного ещё не довёл до заикания, энуреза и даже до самого лёгенького нервного тика. Когда-нибудь, возможно, я брошу прочие свои дела и целиком посвящу себя педагогике. Пока же – я состою в попечительском совете нашей корпоративной школы, учреждённой на родительские деньги для своих исчадий. Где имею непосредственное отношение как к собеседованию учителей, так и к их инструктированию. Вываливать в публичный доступ служебные документы – естественно, я не буду. Там слишком много вещей, обусловленных спецификой нашей корпорации и потому – малоинтересных для читателя со стороны. Но попробую – сделать «выжимку» из школьных наставлений, обозначающих общую позицию попечительского совета вкупе с рекомендациями. 1. Многих учителей, особенно старой закваски, весьма возмущает, что с девяностых годов их школьную деятельность принято считать не «воспитанием подрастающего поколения», а – «оказанием образовательных услуг». Их бесит даже сам по себе этот оборот. 2. В словосочетании «образовательный услуги» - нет ничего плохого или уничижительного. Врач – оказывает медицинские услуги, адвокат – юридические, учитель – образовательные. И это главное, что от него требуется, как от учителя. Он – тот же репетитор, только работает с большей группой. Главный вопрос – в качестве услуг. Именно им – измеряется профессионализм. И слово «услуги» - вовсе не исключает добросовестности. 3. Если учитель способен завоевать доверие учеников, помогать им в решении непростых нравственных вопросов, наставлять на путь истинный – это, конечно, прекрасно. Но не стоит чересчур увлекаться проповедничеством. Не стоит чересчур давить на юные мозги и психику. Лучше сконцентрироваться на том, чтоб обеспечить порядок в классе и внимание учеников. Ибо это необходимо – для выполнения прямых обязанностей учителя. Если он и их не в состоянии выполнить – о каком воспитательстве и наставлении на путь может идти речь? 4. От учителя требуются добросовестность и профессионализм. «Гореть на работе», «выкладывать душу» - от него не требуется. Более того, чересчур эмоциональное и пафосное отношение к профессии – немножко настораживает. Нам не нужен Данко, пугающий детей видом горящего сердца в кулаке. Вполне сойдёт и Вергилий, как доброжелательный и спокойный проводник по ярусам храма знаний. 5. Прежде всего, учителю требуется ответить на простой вопрос: чего он сам хочет от своей работы и почему её выбрал? Ответ: «Я выбрал её, потому что мне интересно общаться с детьми, делиться с ними знаниями, и я хочу этим заниматься за хорошее вознаграждение и в психологически комфортной обстановке» - вполне нормальный. Но и более приземлённый вариант: «Я, вроде, умею втирать мелким за свой предмет и не прочь поднять на этом деле ловешки» - тоже нормальный. 6. Налаживая контакт с детьми – следует честно им говорить, чего ты от них хочешь, и почему. Не надо чрезмерно капать им на мозги, стыдить, совестить. Когда они создают вам проблемы, – достаточно простой констатации этого факта. Вкупе с объяснением, каким именно образом они создают вам проблемы. Даже если школа государственная, а ребёнок – трудный, из неблагополучной семьи, всё-таки можно ему объяснить, что на самом деле вас заботит. «Понимаешь, мы друг другу – по жизни никто. Я к тебе в родню – не набиваюсь. И это была не моя идея, всеобщее обязательное среднее образование. На самом деле, мне бы вовсе не хотелось тебя напрягать и заставлять ходить в эту школу, когда тебе это, кажется, нафиг не нужно. Но это нужно другим людям, которые платят мне деньги за то, чтобы чему-то тебя научить. Вот так получилось, что мы в одной лодке. Я, типа, капитан. Ты, типа, пассажир. И я не хочу тебе ездить по ушам, я не хочу тебя притеснять, но не могу ссадить тебя на берег и тем более не могу допустить, чтобы ты ковырял штопором днище. Усекаешь? Поэтому, осознав ситуацию, давай не будем портить друг другу кровь. Я тебе не враг. Но я – и себе не враг. Я не потерплю бунта на корабле, раз уж командую им. И это от тебя зависит, как ты будешь продолжать наше увлекательное путешествие по морю познания: в петле на нок-рее – или всё-таки на палубе». В частной школе – всё проще. «Твои родители платят мне деньги за то, чтобы я тебя учил. Если не выучу – получается, я не отработал своих денег. Но мне придётся сослаться на форс-мажорное обстоятельство. Именно: ты сам не желаешь учиться. О чём я, как честный наёмник, должен известить своих работодателей, они же – твои родители, как только это стало очевидно. И если это так, если ты действительно не хочешь учиться, - разбирайся с ними сам». 7. Не надо «любить» детей. Огульно и самозабвенно. Это не ваши дети, в конце концов. Достаточно – не ненавидеть их. И принимать такими, каковы они есть. Во всём разнообразии. А не лепить себе какой-то идеальный образ, чтобы потом жутко разочаровываться и ожесточаться. 8. Если уж говорить о моральной миссии школьного воспитания, то я бы сформулировал её как идею минимальной (и достаточной) социальной адаптации: «Живи сам – и дай жить другим». То есть, не лезь в чужие дела, которые тебя не касаются, а если лезешь – то изволь разумно обосновать, почему решил, что тебя это касается, и каким образом. 9. Крайне желательно – всегда использовать все доступные средства аудио- и видеофиксации происходящего в классе. Благо, сейчас это общедоступные средства. Дети – обожают снимать неадекватное поведение учителей на мобилы. Что вполне сознательно провоцируют. Учителям же, чем срываться в неадекватное поведение, лучше пользоваться тем же приёмом. Кто-то не в меру раздухарился и оборзел? Ну так сними его на мобильник и покажи родителям! 10. Бывают, конечно, ребятишки, которым пофиг на родителей-алкоголиков, пофиг на общественное мнение, которые просто – изображают из себя квинтэссенцию прямого насилия, как оно есть. 11. Если детишки очень достают – всегда можно включить воображение и представить, как достаёшь ствол и угандошиваешь этих мелких ублюдков. Не надо бояться таких фантазий. Надо ими наслаждаться. Ничего ужасного в этом нет. Это всё «виртуал». Главное – отделять его от «реала». 12. Чего действительно не стоит делать – срываться, истерить, орать, отвешивать затрещины. Это – действительно признак профнепригодности. Зачем делать такие вещи, когда всегда при вас – ваш виртуальный ствол? Да вы всегда убить их можете (в воображении), а потому - незачем их бить (в реале). 13. Главное, конечно, - это чувство юмора. Забудьте фразу: «Какие уж тут шутки?» В школе – всегда есть место шутке. Как и в жизни вообще. Да ядерный Армагеддон – хорошая тема для шуток. СПИД – хорошая тема для шуток. И уж тем более хорошая тема для шуток – какие-то кунштюки, которые мелюзга вытворяет в этом цирке под названием «средняя школа». 14. На самом деле, можно повышать голос на учеников. Но только – актёрствуя и давая понять, что изображаешь яростные эмоции, а не выражаешь их бесконтрольно. 15. Вообще-то, имея дело с детьми, следует понимать, что просидеть 45 минут почти без движения - для них тяжеловато. К чёрту пресловутый ADD как рекламу «Риталина», но просто – не надо их так напрягать. Я лично – посреди урока раздавал им теннисные мячики, по одному на брата и сестру, типа, - «можете покидаться друг в друга!» Это прикольно – но небольно (окна только зашторить). Пять минут перестрелки, потом быстро собрали мячики, продолжаем урок. 16. Глумиться над мелкими – святое дело. Для этого и идут в учителя. Но не дай бог учителю завоёвывать доверие класса, глумясь над наиболее очевидными жертвами. Нет, глумиться нужно надо всеми. И когда кого-то «опустил», а остальные ржут, – тут же нужно брать новую жертву. «Чего ржёте-то? Сами – сильно лучше, что ли? Ну-ка, вот ты, сударь(сударыня) – расскажи-ка мне про то-то и то-то!» 17. Если видишь, что как-то очень болезненно воспринят твой глум неким особо ранимым юным существом, – следует его утешить. Не распинаться перед ним, но просто дать понять, что оскорбить – никто не хотел, что это шутки всё. Если не помогло – (пристрелить нафиг, пока оно не выросло и не вступило в очередную лигу защиты прав убогих психопатов)Зач. Ну, такие примерно у меня воззрения на учительскую профессию и на полезные для неё установки… Да, а всех милых барышень – с Профессиональным Праздником! :-) © Copyright: Артем Ферье, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|