Примирение с протекционистамиЕсли говорить о моём отношении к протекционизму, то в целом оно сводится к простой к формуле: «Увидишь протекциониста – убей его». Но приходится считаться с тем, что протекционистов реально много. Между тем, массовое смертоубийство только на первый взгляд – веселуха. А на самом деле – весьма утомительная и скучная рутина. К тому же, даже у самых упёртых протекционистов порой рождаются дети, избавленные от родительских дефектов мозга. Итак, блестящая идея протекционизма – по возможности закрыть внутренний рынок от дешёвых и качественных импортных товаров с тем, чтобы отечественные производители, не способные конкурировать с импортом в условиях свободной торговли, получили бы приятную иллюзию собственной полезности и могли засирать родные просторы так, как будто в этом действительно есть необходимость (и как будто на свете нет Китая). По мнению протекционистов, это должно необычайно укрепить отечественную экономику и повысить общее благосостояние. Оппонентам, т.е., психически здоровым людям, конечно, понятно, что неэффективность производителя, помноженная на изоляцию от мировой экономики, приводит никак не к процветанию, а к консервации и усугублению неэффективности. Что особенно плохо, закрытость внутреннего рынка ведёт не только к «расслабленности» отечественного бизнеса в тепличных условиях, но и к нарастанию общей экономической отсталости, когда страна сама себя ограничивает в доступе к новейшим мировым технологиям и бизнес-моделям. Ей-богу, мы в двадцатом веке уже заплатили слишком высокую цену за советский изоляционизм, чтобы продолжать окукливаться и опираться исключительно на собственные ресурсы. Это дурная идея, спасать собственное производство не снижением его издержек и повышением качества, а изображением видимости, будто за окном нет мировой экономики, где издержки ниже, а качество выше. Но – хорошая новость для протекционистов! – есть всё же возможность дать отечественному производителю фору менее девиантным способом, нежели закрытие внутреннего рынка от продукции мировой экономики (и отморожения ушей на зло бабушке). Более того, этот способ позволит отечественному производителю не только успешно конкурировать с импортом внутри страны, но и – выйти на внешние рынки. Суть этого способа сводится к следующему: если мы не можем снизить издержки отечественного производителя до такого уровня, чтобы он мог конкурировать с иностранным, наша задача – повысить издержки в МИРОВОЙ экономике. Как это сделать? Каждый день просторы мирового океана бороздят тысячи, десятки тысяч сухогрузов, танкеров, лихтеровозов и прочих балкеров, перевозя миллиарды тонн грузов. Соответственно, что мы имеем в лице современных морских грузопереводчиков? Мы имеем – лёгкую добычу для наших многочисленных подлодок, которые нынче бесцельно ржавеют в Североморске. Могут ли возникнуть какие-либо осложнения у нашего МИДа, если мы возьмём моду торпедировать чужие балкеры и лихтеровозы? Что ж, мы не будем повторять печальную ошибку гросс-адмирала Дённица, который официально провозгласил подобные действия задачей Кригсмарине. Мы, напротив, будем продолжать настаивать на советской концепции, что подлодки нужны нам исключительно для развлекательных и эстетических целей. Да, они у нас есть, и они выходят в море – но не может быть никаких доказательств, что их походы как-то связаны с пропажей судов. Мало ли, что могло случиться с этими судами? Наши подводники будет утверждать, что они разгадывали кроссворды. В действительности, есть шансы, что ещё очень долго никто не поймёт, что имеют место именно торпедные атаки. Если соблюдать в этом деле разумную осторожность. Не охотиться в надводном положении, не светить перископ средь бела дня, не топить транспорты на мелководье, где их могут исследовать, не действовать вблизи военных кораблей, имеющих противолодочное оснащение. Ну да, произошёл взрыв и судно стало тонуть. Команда даёт СОС и эвакуируется. Мало ли, что могло случиться? Может, сдетонировал ящик с динамитом, который команда использовала для рыбалки? Это незаконно, поэтому они не признаются, но как мы можем быть уверены, что динамита на борту не было? Во всяком случае, эта версия не настолько невероятная, как допущение, что сверхдержава, входящая в Совбез ООН, использует свои субмарины для атаки коммерческих транспортов в мирное время. Подобное – слишком неслыханно, чтобы уложиться у кого-то в голове. И в этой-то свежей оригинальности – будет залог нашей безнаказанности. В действительности, наша задача будет куда проще, чем была у немцев во Вторую Мировую. Конечно, нельзя утверждать, что увеличение издержек в мировой экономики за счёт торпедирования транспортов скажется однозначно позитивно на благополучии человечества. Но по крайней мере, оно повысит конкурентоспособность отечественного производителя. Причём, не за счёт российского народа, как предлагают протекционисты, а за счёт иностранных экономик (которым мы действительно создадим некоторое неудобство). Некоторые, конечно, скажут, что это немножко аморально – пускать на дно мирные суда, принадлежащие людям, которые не сделали нам ничего плохого. Я и сам не могу отделаться от мысли, что подобная тактика экономической конкуренции будет сочтена некоторым нарушением приличий. Поэтому, повторю, мы не будем никому об этом рассказывать, а будем всё отрицать. P-s.: Да, ещё у меня родилась идея, как создать новые рабочие места в одной из приоритетных для России экспортных отраслей – в нефтянке. © Copyright: Артем Ферье, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|