Посмотрел фильм

Артем Ферье: литературный дневник

Iron Lady.


В общем-то, я не собирался его смотреть (поскольку слишком ценю и уважаю реальную Тэтчер, и опасался огорчиться её киношной трактовкой), но тут, говорят, с этим фильмом вышел забавный конфуз.


Хотя официальный релиз на русском ещё, вроде, не состоялся, но в Инете уже месяца два гуляет любительский перевод с испанской версии. То есть, "как бы" перевод. На самом деле - чистой воды гон, где парень несёт лютую отсебятину, не имеющую совершенно ничего общего с оригиналом. Гоблин-стайл. А конфуз, собственно, в том, что ряд "авторитетных" кинокритиков состряпали рецензии, опираясь именно на этот "перевод".


Почему так? Потому что - "Городовой следил даже, чтобы меня не
обижали. Хороший был человек! Фамилия ему была Небаба, Семен
Васильевич. Я его недавно встретил. Он теперь музыкальный
критик".
Потому что - прошли те времена, когда критиками работали хотя бы отставные городовые. Сейчас - критические рецензии в киножурналах пишут лишенцы, которых не взяли даже в гостиничные портье по причине клинического слабоумия, запредельной безответственности и тотального незнания иностранных языков.
Хотя, может, это и стариковское брюзжание с моей стороны про "сейчас" и "тогда". Нет, на самом деле, среди журналистов, а тем более - среди театральных и кино- критиков, всегда было полно халтурщиков и дегенератов, с марк-твеновских времён.


Некоторые сочли, что тот "перевод" - чуть ли не идеологический заказ Кремля с целью опорочить одну из самых культовых фигур Западной буржуазной цивилизации, но я думаю, что всё проще. Шутник - явно с Украины, а не из России, и он просто стебётся, ради собственного удовольствия. Плюс - это своего рода дань тому инфернальному образу Тэтчер, который нам являла в восьмидесятые советская пропаганда. Этакий утрированный, клыкастый монстр империализма, упивающийся плетением зловещих заговоров и свирепым подавлением борьбы трудящихся за свои права... в общем, та самая Тётя Мэгги, которую мы знали и любили. Кумир советской интеллигенции, лучший друг пионеров, наш верный союзник в борьбе против совдеповской оккупации. Та самая Тэтчер, которая могла бы наяву, а не в паршевских галлюцинациях, сказать, что в России надо оставить миллионов пятнадцать народу, а всякое прочее никчёмное быдло - переебашить нахер, чтоб больше не устраивало тут, понимаешь, социалистических революциев (замечу, я - единственный российский интеллигент, не мечтающий об истреблении простонародья, поскольку гуманист и убеждённый сторонник частного рабовладения, а это учит ценить всяких людей, даже совершенно бесполезных на первый взгляд).


В реальной жизни Тэтчер, конечно, была идейно правым политиком и последовательным врагом социализма (то есть, вменяемым и порядочным человеком), но - далеко не такой резкой и брутальной фигурой, как виделось (и мечталось) нам из далёкой снежной России. На самом деле, это печально, как в условиях современной fucking democracy правящие круги связаны по рукам и ногам мнением черни. Но что Тэтчер хоть как-то шла против популизма и демагогии, отстаивая свои принципы в насквозь розовой тогдашней Англии, - это уже подвиг с её стороны был.


В фильме собственно политическая жизнь Тэтчер - показана довольно-таки мельком, очень фрагментарно. И это, наверное, правильно, поскольку всем интересующимся - и так известно, кто такая Тэтчер, что она говорила и что делала. Хотя, должен отметить, сцена с Фолклендским кризисом - весьма сильная. "Что? Вступать в переговоры с какой-то фашистской бандой, вторгшейся на британскую территорию?" Так и хотелось крикнуть: "Fuck yeah! Go, Britain! Nuke Baires!"


Не, ну действительно: аргентинцы тогда совсем охуели, твари дикие (я не имею в виду Хулио Кортасара). Решили, что если Британия отказалась от колоний в Африке, - то теперь вообще всё можно.


Да, ну и обсуждение налогового вопроса - тоже славно. "Если кто-то считает, что британская система несправедлива к беднякам, пусть валит на лодке в Кале и платит 85% со своего дохода ФРАНЦУЗСКОМУ правительству!" Но здесь, типа, на острове, не будет этого дерьма с ограблением достойных граждан в пользу всяких иждивенцев-нищебродов, ибо нехер их плодить. Золотая мысль. Вот если б в последующие два десятилетия британцы её придерживались - не устроили бы у себя тот ****ец, который имеют сейчас...


Но в целом - фильм не столько о Либеральном (в исконном смысле и с большой буквы) политике, сколько - об очень пожилой женщине, отчаянно борющейся за сохранение здравого рассудка после серии инсультов, на фоне старческого одиночества, когда галлюцинации могут даже казаться соблазнительными. Что-то такое среднее между "Телохранителем Тесс" (единственный фильм с участием Кейджа, где он не выглядит полным чурбаном... вернее, это блестяще вписывается в роль) и "Играми разума"(A Beautiful Mind), только без телохранителя и профессора Нэша.


Ну и когда Мэгги берёт себя в руки (например, на приёме у врача) - она в свои восьмьдесят с лихом лет по-прежнему имеет больше здравомыслия, чем все левые политики всех времён за всю жизнь. Это в фильме хорошо показано.


Вообще, он сделан довольно корректно и душевно. Но смотрится с интересом, наверное, только из-за личности самой Тэтчер (и теми, кому эта личность интересна; иначе просто скучным покажется). Художественным шедевром его назвать трудно. Нет, режиссура хорошая, актёрская игра замечательная, но всё-таки про Тэтчер, наверное, можно было и поярче картину сделать.


P-s.: Да, некоторые интеллигенты неистово обижаются, услышав, что в действительности они ненавидят т.н. "простой народ" и мечтают отправить в биореактор миллионы сограждан (приписывая СОБСТВЕННЫЕ тайные мечтания всяким там злодейским политикам и бездушным корпорациям; феномен, хорошо известный в психологии).
Ребят, ей-богу, стесняться тут нечего. Это совершенно нормально для интеллигента любой национальности: ненавидеть "простой народ" и мечтать отправить его в биореактор (или по крайней мере - отобрать у "быдла" детей и воспитать по своему вкусу, чтоб они не были похожи на своих тупых родителей). Это даже неизбежность для умственной и духовной элиты нации, а никакое не отклонение. Это эволюционная закономерность - презрение высших к низшим. Но вот что действительно суровое психическое расстройство - это когда интеллектуальная элита начинает мучительно убеждать себя в том, что в действительности она очень любит простой народ "как он есть" и "за то, что он есть". Добром такие поползновения не кончаются, вестимо.


Но с другой стороны, когда работник умственного труда совершает ещё один эволюционный скачок и поднимается до бизнесмена (то есть, находит достойное практическое применение своим интеллектуальным способностям), он понимает, что ненавидеть простолюдинов вовсе не надо (а тем более - желать их истребления). Ибо - их можно эксплуатировать с пользой для себя. А это - уже образует некоторую почву для такого чувства (не побоюсь этого слова), как любовь (которая, конечно, будет совершенно бессмысленна и патологична в ином случае, когда не имеешь никакой объективной пользы от каких-то двуногих недопырков, дышащих твоим воздухом).

И конечно, я преувеличиваю (преуменьшаю?), говоря, будто являюсь единственным интеллигентом, который не желает приморить лямов сто сограждан. Во-первых, несмотря на университетское образование и учёную степень, я всё-таки больше бизнесмен и бандит, нежели интеллигент, а во-вторых - конечно, я не единственный в России, кто научился юзать простолюдинов, получая от этого выгоду и обретая неподельную симпатию к ним.
На самом деле, в одном только уезде Калужской губернии, где я устроил свою плантацию, имеется как минимум ещё пять помещиков, тоже весьма симпатизирующих своим людям.



Другие статьи в литературном дневнике: