О дорожной безопасности и полицейских погоняхPre-s.: Делал эту запись, стоя в «праздничных» пробках, чтобы себя развлечь, поэтому получилось много, несколько сумбурно и «повторно». Ну да чёрт с ним: это дневник, и его предназначение – выпускать пар от того, что накипело, а не излагать программу реформы ДПС в системном виде. Намедни я рассказывал, как в нашей славной корпорации прививают новичкам основы дорожной (и не только) этики. Основы, выражающиеся в том, что не надо преумножать энтропию в этом мире без крайней нужды. Что если у тебя есть возможность уйти от конфликта, чреватого такими последствиями, каких ты в действительности не желаешь, - пользуйся ею. Ибо самое глупое, что может быть, – это говорить над чьим-то трупом, возникшим по твоей вине: «Я хотел только чуть-чуть наказать/попугать его». Но это, конечно, абстрактное суждение, а что до конкретной его импликации, то мне частенько доводилось спорить со знакомыми гайцами насчёт такого явления, как полицейские погони за правонарушителями. Да, я люблю смотреть реальное видео полицейских погонь. Они довольно зрелищны, когда отсняты хорошим регистратором. И они в какой-то мере популяризируют работу дорожной полиции, показывая обывателям, что эти ребята – не только «продавцы полосатых палочек», довольно беспомощные в юридическом крючкотворстве, но – вполне профессиональные водители, как правило. Однако ж, у меня давно сложилась такая аналогия. Но в этой связи меня несколько удивляет другая ситуация. Он, правда, ещё никого не убил. И судя по темпам перемещения – не больно-то собирается. Но, мы же знаем, что это всё лукавство, будто в принципе можно сесть за руль, приняв пяток бутылок пива, и ездить предельно аккуратно, осознавая своё состояние. Это всё равно – самое опасное свойство, какое только может быть у водителя: его не вполне трезвое состояние. Это гораздо опаснее, чем пенсионер, начинающий оттормаживаться секунд через пять после того, как идущая перед ним машина свалилась в неконтролируемый занос, и на полной скорости таранящий её в бочину. Это гораздо опаснее, чем барышня, решившая на ста двадцати поискать в бардачке такую необходимую в пути вещь, как губная помад, и влетающая в автобусную остановку. Они, эти малость неудачливые, но сознательные водители – не так опасны. Потому что трезвые. А вот этот негодяй, возвращающийся с корпоратива, где малость наподдал, - он реально опасен. Потому что – пьяный. А значит, - убийца за рулём. Это неминуемо, это неизбежно. Осталось только в этом убедиться. И вот, значит, его нагоняет машина ДПС и просит принять вправо. Он прибавляет газу, маневрирует, обгоняя поток, закладывает резкие виражи. Но оторваться не так-то просто. У него не Феррари, и он не в Монако. А для наших дорог те тачки, что нынче имеются на вооружении даже у самых захолустных гайцов, - вполне адекватные, даже отечественного производства. Конечно, мощи у десятки или пятнашки маловато, не говоря уж о комфорте, – но они лёгкие и довольно юркие. Главное: он, как правило, - подвыпивший любитель, а менты – трезвые профессионалы (поверьте, на службе – они бывают и трезвыми). И в определённый момент преследуемый водила соображает, что дела его не очень хорошие. А судя по всё более сердитым репликам по громкой связи он начинает подозревать, что если его поймают – то будут бить. Возможно, не только ногами. Он такое в кино видел. Он ведь не знает, что у них регистратор, а под запись – они никогда никого не бьют, но бывают очень корректны. Или же, напротив, за рулём – не офисный менеджер после корпоратива, а какое-то беспечное малолетко, воспринимающее всё происходящее как забавную игру. GTA IRL. В любом случае, поняв, что относительно безопасными уловками от преследователей не отделаться (благо, подтягиваются всё новые экипажи) – нарушитель переходит к манёврам СОВСЕМ небезопасным. Выжимает уже всё что можно из движка, швыряет машину по всему полотну, выискивая лазейки и оттесняя преследователей, пытающихся обогнать, вылетает на встречку. То есть, делает всё то, что даже пилоту Формулы-1 не рекомендуется делать на городских улицах. Тем более – поддатому заурядному автолюбителю. И он – всё больше паникует. Всё больше – смотрит не вперёд на дорогу, а в зеркала, где пляшут отнюдь не праздничные отблески маячков. Особенно напрягается – когда ему начинают стрелять по колёсам. Иногда – дело кончается тем, что ментам всё же удаётся как-то его зажать, вытащить из машины и прочитать лекцию о недопустимости такого стрёмного вождения. И если оказалось, что злодей удирал по причине своего нетрезвого состояния – блистательно подтверждается железобетонный тезис о том, что «пьяный за рулём – убийца». И он несомненно был убийцей ещё тогда, когда тащился в правом ряду к себе домой. Оставалось лишь разоблачить его, полчасика погоняв по всему городу на запредельных скоростях и дружески постреливая по колёсам (или куда придётся). Нет, серьёзно, я люблю смотреть документальное видео с погонями, отмечая как удачные приёмы, так и ошибки. И я понимаю, что ребятам в форме – так же хочется адреналина под благовидным предлогом, как и ребятам, «одалживающим» тачку у папы. Но это и правда такой уж благовидный повод для превращения города в арену Кармагеддона, только лишь сам факт неостановки по требованию? Конечно, ясное дело, что бывают случаи, когда не остаётся иного выхода, кроме как преследовать и задержать машину любой ценой. Например, когда имеются реальные основания полагать, что там сидит пяток отмороженных бандосов или террористов с автоматами. У них и так руки по плечи в крови, и если их упустить – они не одного-двух пешеходов собьют, а десятки, сотни людей положить могут. Правда, с такими персонажами лучше не экипажам ДПС дело иметь, а кому-то «потяжелее». И не погоню, опять же, устраивать, с возможной перестрелкой, а блокировать внезапно, неприметными машинами, и брать жёстко, без церемоний. Что и делается в идеальных случаях, когда поступает соответствующая оперативная информация. Но если сорвались и пытаются уйти от преследования – конечно, их нужно догнать и обезвредить как можно быстрее, покуда они не обзавелись ещё и заложниками. Не устраивать ралли «Париж-Дакар», не пытаться попасть в колёса из макарки, а ясно дать понять, что если прямо сейчас не сдадутся – их расстреляют из всех стволов очередями по салону, и против Утёса – никакая автомобильная броня не поможет. Также, погоня будет оправданна, если обнаружился беспредельщик, который УЖЕ рассекает так, как будто за ним гонятся все черти ада, создавая не умозрительную, а реальную опасность для других участников дорожного движения. В этом случае – наверное, не станет много хуже, если за ним погонятся ещё и менты. Но в благопристойной машинке, на которую не поступало никаких ориентировок, которая едет себе тихо-мирно и начинает прибавлять газ, лишь когда за ней устремляется в погоню патрульный экипаж, - серьёзно есть основания подозревать нечто настолько люто криминальное, что кровь из носу, кровь по асфальту – но вынь из салона да положь мордой в землю? Или всё-таки вероятнее заподозрить малость подвыпившего, но в целом сознательного гражданина, который знает, что пьян, и не лихачит, если его не провоцировать? Он сейчас доедет до дома и максимум, чего натворит – поцарапает бок своей машины о стойку своего гаража. Но это будут его проблемы. Иногда знакомые гайцы подначивают меня: «Ты, Тём, так рьяно отстаиваешь право на пьянство за рулём, - как будто сам трезвым за баранку по жизни садиться опасаешься, как тот лесник в «Национальной охоте». В любом случае, по-моему, существенный вопрос заключается именно в ответственности как в способности водителя не слишком самонадеянно оценивать свои мастерство и реакцию, адекватно выбирать скоростной режим и стиль езды, проявлять внимание и бдительность… и всё такое. Главная же задача на дороге – не впилиться в кого-нибудь, а не заслужить медаль от Общества Трезвости. То есть, я понимаю, что для нашего времени триумфа массового дебилизма, выдаваемого за глубокомысленность, это в каком-то роде очень крамольная, чуть ли не революционная идея. Но я действительно считаю, что безопасность дорожного движения - это когда де факто не создаёшь аварийные ситуации и не устраиваешь реальные ДТП. А не когда расхуячиваешь по три тачки в год, будучи при этом эталоном трезвости. Впрочем, речь-то в данной заметке идёт немножко о другом. Не о пьянстве за рулём. А о некоторой избыточности и причудливости, на мой взгляд, такой меры поддержания дорожной (и общесоциальной) безопасности, как провоцирование наездов на пешеходов и серьёзных ДТП. «Вот мы видим человека, который едет тихо и вроде бы безобиден для окружающих. Но он МОЖЕТ быть опасен. Так давайте выведем его на чистую воду, чтобы он СТАЛ опасен. Прямо здесь и сейчас». На это мне отвечают: Ну что ж, я бы предложил примерно такую схему. При этом, конечно, разжевать, какие действия человек должен предпринять и в какой срок, если принял тормозящих его гайцов за бандитов. Скажем – в течение часа прибыть на ближайший стационарный пост ДПС или в ближайший ОВД, где сообщить о случившемся. Если не сделал и не смог предоставить уважительные причины (внезапный сердечный приступ, подтверждённый справкой) – считается, что не подчинился злостно и намеренно, а не по недоразумению. Как удостоверяется, что он в принципе заметил требование остановиться (а то ведь такие невнимательные граждане бывают)? Удостоверяется – регистратором патрульной машины. Его попросили остановиться – он просвистел мимо, как вообще не при делах, - за ним устремляется экипаж, преследует (но без фанатизма), врубает свою цветомузыку, сирену, повторяет просьбу прижаться к обочине по громкой связи. Если и после этого клиент делает вид, что никого не видит и не слышит, - полиция пытается его обогнать и прижать. Он начинает маневрировать и повышает скорость, явно уходя от преследования? Ну, значит, точно заметил (а если нет – тогда уж ему стопудово противопоказано пребывание за рулём, когда настолько слепой и глухой, да ещё уверяет, что это его обычное состояние). Одновременно – машина пробивается по номерам через всё учётные базы. Устанавливается, не в угоне ли она? Соответствуют ли номера модели и цвету? Предпринимается попытка связаться с официальным хозяином. Уточнить, кто может в данный момент находиться за рулём (это, впрочем, и так делается достаточно сознательными и подкованными полицейскими). Если машина уходит слишком резво, начиная создавать реальную опасность серьёзных ДТП, но по-прежнему нет оснований подозревать, что в ней сидит какой-то очень лютый злодей (поскольку в 99% случаев там сидит просто мал-мало датый лох или юный угонщик, возможно, из семьи владельца), - лучше перестать нервировать беглеца, убедить его в том, что он оторвался. Только чтоб он успокоился, радёмый, и перестал куролесить, ставя под угрозу жизни людей. При этом – хорошо б, конечно, создать возможности для скрытого подхвата и ведения объекта. А для этого – иметь в конюшне ДПС машины неброского, «гражданского» вида. Реально, этот вопрос можно поставить и шире, наладить гибкое взаимодействие различных полицейских и даже частных структур на уровне города. Можно припрячь всех желающих ментов во внеслужебное время, если они сейчас бодрствуют, за рулём и где-то рядом, и таксистов, и мусоровозов – вообще всех, кто может быть централизованно оповещён по рации о приметах скрывающейся машины и, будучи готов к сотрудничеству, сообщит о ней, если увидит. А при желании – даже проследит, подтянет ментов на «гражданских» тачках, и они, встав рядом на светофоре, ВНЕЗАПНО заблокируют и спакуют утратившего бдительность нарушителя. Это, по-моему, немножко лучше, чем гнать его по встречке на ста пятидесяти, дожидаясь, когда он сшибётся с кем-то в лобовой или протаранит ночное кафе. Такой экстремизм, конечно, эффектно смотрится – но лучше в кино, чем в жизни. Что, однако, если нарушителю удалось уйти куда-то во дворы, затеряться и сбежать, бросив машину? И допустим, владелец скажет, что именно этой ночью – машину-то у него и угнали, когда он крепко спал. Даже заявление подаст. И как же он объяснять-то будет факт своего присутствия в якобы угнанной своей машине? Что вот так оперативно сам её отыскал, раньше полиции? И не сказал? Это ай-ай-ай. Или сказал? Но ведь здесь-то ему – не гайцам добреньким парить «предъявите мне доказательства, что я проехал на красный, да принесите сюда свой монитор, поскольку из машины я не выйду». Здесь – уголовное дело. В рамках которого затребуют биллинг его мобильного, запись с камеры его парадняка, а также – с камер близ места чудесного обнаружения хозяином своей угнанной тачки. Его неизбежно уличат во вранье, со всей доказухой, и вдовесок к относительно невинному «просвисту» мимо поста ДПС – такого присовокупят, что лучше б он… на такси всю жизнь ездил. Но что, если машина действительно была угнана? Этих пацанов нужно было поймать любой ценой, поскольку вор должен сидеть в тюрьме? Угнали не пацаны для покатушек, а профессионалы для продажи (целиком, с перебивкой, или на запчасти)? И это можно было бы пресечь, схватить за руку, если б погоню довели до конца, невзирая на жертвы? Я, конечно, не возьмусь утверждать, будто совсем не бывает случаев, когда профессиональных угонщиков ловят на транспортировке добычи просто благодаря бдительности и удаче инспектора ДПС, вздумавшего их остановить для проверки, - но они крайне редки на фоне статистики успешных угонов. В любом случае, хотя угон – неприятное явление, но он не угрожает жизни и здоровью людей, когда осуществляется без насилия. А погоня за предположительно угнанной машиной – ещё как угрожает. Поэтому даже в случае выявления стопроцентно «криминальной» тачки, но ведущей себя покамест прилично, я бы предпочёл использовать тихие способы её задержания, создав к тому необходимые предпосылки. И когда я говорил о том, что порой сознательно бил чужие машины – имел в виду в том числе это. Конечно, они, видя лоха, рисуются с понтом «всё здесь держим, никуда от нас нэ убежишь», но будучи реально залётными – конечно, они не выпустят коренного жителя из поля своего алчного зрения. А бабки им нужны. Любые. Альпийское нищенство – святое дело. Они с тем и приехали в регион-77. С аппетитом и с парочкой Стечкиных. Которые уже продемонстрировали при разбойном нападении на нашу подкрышную бензоклонку, где и засветили свою тачку перед камерой. Что с них взять: романтические, но цивилизационно отсталые люди. Не знают, что в Москве нынче модно иметь камеры наблюдения на заправках, но очень немодно – наезжать по беспределу. Ибо за всякой АЗС могут стоять люди, способные отследить четыре совместно перемещающихся мобилы, находившиеся в соответствующей соте на момент нападения. Подумав, я предлагаю: Приезжаем. Один остаётся стеречь машины, трое поднимаются со мной в квартиру. Одну из наших «явочных». Для оформления явки с повинной. Которую, конечно, абреки очень охотно дают, когда вместо баксов их встречают ребята в чёрных намордниках и вежливо, но убедительно объясняют: или гости сейчас расписывают в подробностях весь своей гастрольный репертуар, или – их просто никто уже никогда не найдёт. Вернее, это я объясняю, будучи дипломатом, of a sort, но «регуляры» - молчаливо подтверждают своей «мордорской» харизмой. Поскольку визитёры не знают, что известно нам, - они излагают всё. Оказывается, ещё парочка аналогичных разбоев. Они не очень оригинальны. Но очень откровенны. Поверит ли суд в искренность их показаний? Для них лучше – очень постараться убедить суд. Типа, шайтан попутал, потом в мечеть сходили – мулла всё объяснил, что не по Корану так жить. Да это вообще не наш головняк, как с ними менты да суд решать будут. Мы просто предоставляем материалы, чтобы закрыть этих чертей лет на десять строгача, пока они никого не убили. В Москве, в смысле. За их дела на Родине – пусть тамошние и спрашивают. И предупреждаем, что если ещё раз увидим где-либо по эту сторону «стены Кавказа» (или колючки) их неинтеллигентные физиономии – пусть восславят милость Аллаха, если он дарует им смерть на третий день, а не на десятый (В действительности, никто не будет морочиться их истязаниями, мы добрые, мы сразу гасим, если что, но им лучше этого не знать). Вот примерно так принято работать «у взрослых» по реально опасным персонажам. И нас за это порой называют «беспредельщиками». Да, порой это неизбежно. В вышеуказанных случаях. Первое – когда точно известно, что от погони уходят реально опасные преступники, которых нельзя упускать ни в коем случае (раз уж не получилось взять тихо), ни на машине, ни пешком. И второе – когда нихера не известно, чего там такое болтается между рулём и сиденьем, но оно и без всякой погони ураганит так, что от прибавления цветомузыки и выстрелов эта дискотека не станет более адовой. Во всех остальных случаях, по-моему, это мощный перебор с допустимым вредом (и риском) при задержании преступника. И отмазки типа «А вдруг у него там в багажнике атомная бомба, потому и удирает?» - звучат всё равно как: «А вдруг, если кто-то кричит «Держи вора!», а кто-то удирает с дамской сумочкой – в этой сумочке находится список нелегальных резидентов СВР, только что похищенный агентом MI-6? Давайте-ка на всякий случай хлестнём ему в спину автоматной очередью. И плевать, что кругом люди». Особо замечу, что люди, у которых в багажнике атомная бомба (или хотя бы труп) – крайне редко вдаряются в бега только лишь потому, что их тормознула ДПС. Они не такие неврастеники. И они стараются не привлекать к себе внимание какой-то необычной ездой. Но если уж сошлись так звёзды, что гаец твёрдо вознамерился заглянуть к ним в багажник – существует ненулевая вероятность, что водитель и в этом случае не задаст дёру. Он поедет дальше по-прежнему ровно и спокойно, но только - уже с двумя трупами. По хорошему счёту, это вообще подстава – понуждать дорожных полицейских досматривать машины, вне особых каких-то операций, с прикрытием из специально обученных людей, где задача гайцов сводится к маханию жезлом. Вернее, даже не «понуждать», а РАЗРЕШАТЬ им это делать собственными силами и средствами – уже подстава. Дорожные копы – не под то немножко заточены, чтоб искать всякие интересные предметы там, где их МОЖНО найти. Они классные, они весёлые, они бывают и физически небезнадёжны, и боевиты, но они по определению не могут и не должны моментально переключаться с вежливой, отчасти юмористичесой беседы о превратностях административного законодательства – на «Мордой в землю, ноги врозь! Дёрнешься, сука, – грохну!» Их нормальное предназначение, всё же, - любезно объяснять блондинкам, что не надо слишком надолго застывать посреди перекрёстка, изучая витрину нового бутика. В целом – способствовать безопасности дорожного движения, осаживая и немножко наказывая самоуверенных нахалов, не без пользы для себя. Показывать шалунам, что за ними смотрят, что зарываться не надо. Но делать это – мягко, гибко, адекватно. Вплоть до «торговли» с товарищем, всерьёз вознамерившимся уходить от погони. «Чел, слушай внимательно. Если такой упрямый – мы от тебя отстанем. Только если обещаешь, что доедешь до дома без эксцессов, потихоньку. И может, даже отмажешься от статьи за злостное неповиновение. Придумаешь чего-нибудь. Но продолжишь беспределить, привлекая наше внимание, – за тобой даже гнаться никто не станет. Тебя с вертушки расстреляют». Да, могут возникнуть некоторые занудные трудности в установлении того, кто именно находился за рулём, чтобы привлечь его к ответственности за отказ остановиться для проверки (особенно, если нарушитель использовал номер-дублёр от чужой похожей тачки). Разрешать эти трудности – не так, конечно, увлекательно, как носиться резвой кавалькадой по ночному городу, под рёв моторов, визг резины в поворотах и вой сирен. Зато – это как-то больше гармонирует с понятием «общественная безопасность». Не только в России, но и во всём цивилизованном мире принято преследовать уходящую от погони машину, под рёв моторов, визг резины, скрежет металла и истошные вопли злосчастных пешеходов? И это считается нормальным даже в тех случаях, когда водителя трудно подозревать в чём-либо, помимо отсутствия необходимых документов или нежелания попасться на пьянке? Что ж, я и не говорю, будто лишь одна Россия сходит с ума. Но, может, пора уже возвращаться в разум? И понять, наконец, некоторые простые истины. 1. Если человек ездит без прав и на чужой тачке – это ещё не значит, что он неизбежно устроит аварию или собьёт пешехода. Я мог бы привести очень много примеров, когда люди катались без прав (по малолетству) или с купленными правами, но ездили хорошо и ответственно, без косяков, несмотря на возрастное или природное раздолбайство. 2. Если человек порой ездит немножко подвыпившим (но не в полное говно, конечно), - это ещё не значит, что он неизбежно устроит аварию или собьёт пешехода. Да, реакция снижается существенно даже от пары банок пива, но просто нужно это осознавать и не выпендриваться. 3. Однако ж, чего почти никогда не бывает – так это чтобы в жопу пьяный малолетка без прав и на чужой тачке ушёл от ментовской погони, не устроив при этом серьёзной аварии. Вернее, вот пока он серьёзную аварию не устроит – он и будет пытаться уйти. И слава богу ещё, если не сшибёт кого-нибудь, затравленно оглядываясь на преследователей. Лично у меня – только один знакомый, которому это удавалось без потерь и , причём неоднократно, в огневые пубертатные годы. Лёша Зимин. Но он – просто от бога водитель. У него идеальный глазомер, трансцендентное единение с машиной, и вовсе звериное предчувствие чужих манёвров. Бывалоча, стоим с ним в пробке, я за рулём, а Лёха чирикает, пощёлкивая пальцами, и прогнозирует: «Спорим на косарь, сейчас эта зубилка, справа от нас, чмокнет эту Газель... в круп, или что там у газелей?» Предполагаю: «Ты успел сговориться за полкосаря с ним, что он это сделает?» «Вот ещё! Он и бесплатно сделает. Газель сейчас упёрлась в аварийщика кипячёного, только зубилоид этого не видит. Значит, Газель пойдёт влево. Как двинемся – попробует набрать скорость по своему ряду. Она и место для разгона придержала. Чтобы встроиться не перед тобой – он даже не посмотрит в зеркало, что ты ему окно оставляешь, ты для него голимый классовый враг! – а перед этой Фобией, созерцание жирной жопы коей, честно сказать, меня уже притомило… Нет, если совсем честно, то не «притомило» - а «остоебенело». Прошу обратить должное внимание на важный стилистический нюанс… Но на самом деле – жлоб как раз там, в Фобии. Он принципиально никого не пускает. Спецом даст газу, да посигналит ещё. Газель эта, на удивление, не наглая, как все нормальные Газели, а робкая, как трепетная лань. Встанет резко, чтобы не дай бог его не оцарапать. Хотя я бы на её месте – давно б въебал уже. Некультурно – но был бы нам повод уйти на встречку, и не возвращаться. Кстати, *** с ним, с косарём – давай лучше поспорим на то, что ты перестанешь, наконец, целочку строить и дрочить на сакральный символизм двойной сплошной, словно паровоз, обречённо нанизанный на рельсовую свою стезю, аки барашек на шампурик. А как преодолеем детерминизм этот серо-белый - за нами тоже потянутся. У тебя морда крепкая, в случае чего. Хоть немного разгребём это говнище застойное. Так вот, возвращаясь к теме: а Зубилоид – он всякий раз с места шкварит, как на взлёт с авианосца. Сам обратил внимание. Но пока что он где-то так на спичечный коробок недотягивал до контакта – а сейчас, когда Газель разгонится да обломится, - точно ей вштырит. Point blank. И мы ничего с этим поделать не сможем. Это карма, против неё не попрёшь. Ну не буду я открывать окно и кричать Зубилоиду: «Братан, я твой ангел-хранитель, попридержи коней…» Да ничего страшного не выйдет. И ряд они свой не задержат. Куда уж больше, когда перед ними и так аварийщик? А вон, кстати, и зелёный».
Газанув - перебрасываюсь влево: да, Лёха прав. В такой компании нам делать нечего. Он, заметно повеселев, витийствует, с невообразимо цитрусовой мимикой: Эти Лёхины слова я вспоминаю всякий раз, когда в конце апреля и начале мая мотаюсь по Области. Да и какие ещё-то слова вспоминать, если на одном только «Урале» за сто километров – единовременно три аварии. Все – незначительные, слава богу, но исключительно дебильные. Такие, каких вообще не должно было быть, если б хоть немножко соображали, чего творят. И хоть чуть-чуть думали о других людях. Не о спасении нации или планеты, (расширенный набор резких слов повышенной экспрессивности), а элементарно – о тех, кто непосредственно рядом, здесь и сейчас, спереди, сзади, сбоку. Касательно же ментовских погонь – у Лёхи тоже были памятные слова. И он представляет даже более ортодоксальную точку зрения, нежели моя (да, я – умеренный) Он рассказывал: «Но это гайцам всё похуй, а вот надо докопаться до нормального водителя, который идеально этот мост прошёл, но - здоровкаться с ними не пожелал. Экие обидчивые! А хули мне с вами здоровкаться-то, когда мне шестнадцать лет, когда пиво уже конкретно уретру штурмует, и когда эту «жигу» я, вообще-то, из гаража без матушкиного ведома взял. Вас чего, порадует эта информация? Нет? Так нахуй вам огорчаться?» «Но ладно, думаю, может, они просто хотели убедиться, что я – точно не мутант, что я нормально вожу, что можно не напрягаться. Да, для меня это реально, на сотке просквозить между двух троллейбусов в парке, не задев их зеркалами. Да, господа полицаи: это – возможно. Так и передайте в институт тролловедения…. Блять! Ну я ж не говорил, что для ВСЕХ это возможно? Плагиат – никогда не вознаграждается! За что ж вы их так, рогатеньких? Это ж – муниципальное имущество, как-никак!» «И вот я насилую двигло, выписываю какие-то совершенно безумные вензеля, каких бы в жизни не стал выписывать по пьяни на семейной жиге. Мне это даже не в радость совершенно. Тут, понимаешь, пешики бухие так и шастают, того гляди с обочины мотнёт его под колёса. Вот кого вразумлять-то надо, и прав на прямохождение лишать, товарищи миллиционеры! А ещё – этот хвостик «сиренистый» за мной болтается, упрямый. И когда я, наконец, решаю в 90 юзом войти – мне же приходится так подбирать ландшафт, чтобы хвостик мой не в столб фонарный въебался стойкой, обмотавшись мясным рулетиком, а в кусты улетел, на снежок, на мягонькое». «Так он же потом, сука, ещё недоволен. Приходит в школу, мозг мой похмельный травмирует рашпилем своих нотаций. «Понимаю, Зимин, что без накладных номеров ты не ездишь, а бежевых «копеек» в Москве как грязи. Но мы же знаем, что это был ты. Я сразу просёк. Ещё до троллейбусов. Кстати, мне из-за тебя выговор могут влепить, премии лишить». «И вот я думаю: долбоёб ты мой сизопузый, канареечка ты моя подрихтованная! Так какого ж *** ты за мной увязался, если сразу понял, что это я? Я тебе что, бандос, что ли, отмороженный? Или киллер? Или наркокурьер? Да, я с девяти лет на учёте у тётеньки ПДН, но это только потому, что она хочет со мной почаще встречаться. Возможно, любовь. И про меня весь район знает, что я не гопник, не шакал, что я просто не люблю ходить пешком, потому что умею ездить. Но угоняю – исключительно собственную машину. Так ты чего, не въезжаешь, что если я ночью откуда-то возвращаюсь – значит, датый? Так нахуй ты меня заставляешь пьяным по гололёду носиться за сотню? Совсем, что ли, больной? И нахуй сам так носишься? Что спящих рогатых полирнул – шут с ним. А ну как, при такой твоей грации, живое тело невзначай через крышу перебросишь, метров на тридцать? Думаешь, тебя только премии лишат? Так зачем тебе этот брейк-данс на льду? Забаву, что ли, весёлую нашёл? Для меня это – работа, на тачках гонять. Но не в городе. Тут-то я спокойно очень ехал. До встречи с вами. А для тебя это - что, кроме вредности?» Маленькое уточнение: Лёшка действительно выступал тогда в нелегальных гонках с тотализатором на заброшенной технологической трассе в Подмосковье, которые проводил один криминальный авторитет, родственник Лёшкиного одноклассника. Разгар девяностых, время больших возможностей, время скоростных социальных лифтов… но без тормозов при обрыве троса. Лёшка продолжал: «Моё же главное воспоминание той ночи было – что до одури хочется отлить, но нужно думать о том, как бы не въебаться в невинную какую-нибудь машину, как бы не сшибить пешика – да ещё и за «хвостика» думать, чтоб он совсем уж не убился, когда я резко уйду на 90 у него из-под носа, а он, неизбежно пролетев дальше, всё же инстинктивно попытается повторить манёвр, изобразить из себя ниточку за иголочкой. Вот только я и в шестнадцать квадратик делал «по-взрослому», а он – даже разряда по автоспорту не имел». «И я тогда впервые вслух высказал сотруднику свой главный вопрос к ментам: ребят, а вы, вообще, зачем существуете-то? Чтобы зло не оставалось безнаказанным – или чтоб мне негде было приткнуться, чтобы попИсать?» «Он ответил честно: «Да положено так: если видишь, что кто-то удирает – значит, надо догнать». И я понял, что мы немножко в параллельных таких мирах существуем. Я – живу в мире, где все твои действия должны иметь какой-то смысл и чем-то оправдываться. У них – «так положено». Законом. Толстым его ***м, блин». Я же думаю, что здесь виной вовсе не фанатичное следование закону. Как раз он-то – вовсе не требует от ментов провоцировать аварийные ситуации, чреватые тяжкими последствиями, для задержания мелкого правонарушителя. Скорее – всё тот же инстинкт праведной обиды за неуважение, который заставляет в целом нормального (без психических отклонений) человека прянуть вперёд и засигналить, когда машина справа включает поворотник и пытается встроиться перед ним в пробке. «Наглость должна быть наказуема!» Чем? Тем, что вы стукнитесь, если он не успеет притормозить, и перекроете два ряда до прибытия ментов, заставляя людей объезжать по встречке и повышая риск новых аварий? И у ментов – то же самое. «Он проигнорировал требование остановиться, он нас нахуй, получается, послал – и мы должны оставить его в покое? Позволить ему добраться до дома и только потом разбираться? А вот хрен!» Плюс – азарт, конечно, охотничий инстинкт. © Copyright: Артем Ферье, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|