О езде по встречной

Артем Ферье: литературный дневник

В предыдущих заметках я, в числе прочего, затрагивал тему пьянства за рулём. И продолжаю настаивать: нетрезвое состояние водителя – это лишь один из факторов аварийности, но далеко не самый главный. Главный – общее отношение водителя к езде, завышенное самомнение, приводящее к неверному выбору драйв-стайла на фоне фактической криворукости, косоглазости и беспечности. При этом не так уж важно, пьян ли он или трезв. Скорее, осознание собственной датости – во многих случаях помогает ему избегать тех глупостей, какие он бы натворить, считая себя трезвым и 100% функциональным.


Это мнение блестяще подтверждается статистикой. За время действия «политики нулевой терпимости» в отношении алкоголя – число ДТП выросло ОЧЕНЬ существенно, число летальных исходов – выросло не так значительно, но ощутимо, и только число ДТП с участием алкоголя – здорово сократилось.


Аналитики, представляющие статистику, считают, что мера стала работать: большинство водителей не садятся за руль, не будучи уверены в своей трезвости. Пусть так (хотя есть некоторые альтернативные гипотезы). Но и что хорошего-то из этого получилось? Раньше эти люди, садясь за руль в не совсем трезвом состоянии, - тошнили себе шестьдесят по трассе в правом ряду за габаритами фуры, будучи предельно собранными, стараясь не привлекать внимание гайцов. Теперь же – их окрыляет и опьяняет сознание своей трезвости. Вот только водительского умения это не прибавляет нисколько. Лишь скорости и безалаберности. Поэтому, наверное, некоторым людям и полезнее ездить чуточку пьяными, нежели кристально трезвыми.


Во всяком случае, если вчера было торжество, где пришлось сильно укушаться, то самый хреновый и опасный вариант – мучиться похмельем за рулём и думать о промилях, а не о дороге. Куда лучше – хлебнуть пару бутылочек пивка и прийти в норму. Сам-то я последний раз мучился похмельем в шестнадцать лет, когда перебрал водки без закуси (и с тех пор ненавижу водку). И то состояние непонятно-приятной прифигелости, какое у меня бывает на следующее утро после обильных возлияний, предпочитаю развеивать физическими упражнениями. Но прекрасно понимаю, что не все могут себе это позволить, по состоянию здоровья, и им – лучше опохмеляться, садясь за руль. Ибо с «некомпенсированного» бодуна – они представляют наибольшую опасность для себя и окружающих.


Короче, по-моему, это яркий пример шизофрении нашего времени: радоваться за уменьшение числа пьяных ДТП при существенном росте числа ДТП вообще. Если цель была – помешать людям жить, то она отчасти достигнута. Если цель – повысить дорожную безопасность, то затея провалена полностью и вполне предсказуемо.
Then, so much for DWI.


Теперь – поговорим о другом лютом нарушении ПДД, о выезде на встречную.
Честно признаюсь: я этого не люблю делать. Я привык держаться той концепции, что если нарушаешь Правила – то изволь делать это так, чтобы не создавать неудобств другим людям. Когда иду с большим превышением – не сгоняю с левого ряда, не нависаю над кормой, а обхожу справа, всегда обозначая свой манёвр поворотником. Когда проезжаю на красный (а на это я решаюсь, только если имеется очень серьёзная надобность и дорогА каждая секунда) – делаю это так, чтобы никому не пришлось бить по тормозам или увиливать от столкновения. А когда обгоняю по встречке – делаю это так, чтобы никому не пришлось жаться к обочине.


И кратковременный выезд на встречку для обгона – это, конечно, неизбежное зло, когда вся твоя полоса занята фурами, а надо быть на месте через час, не через три. Однако продолжительную езду по встречке – я считал в каком-то роде беспределом. Поскольку это – как бы создаёт неудобство другим людям, и ты ставишь себя в зависимость от них: пропустят или нет.


Но имеется альтернативная концепция, представленная Лёшей Зиминым.
Когда он ещё был моим стажёром и я впервые прокатился на его «бэхе», с ним за рулём, - это был некоторый шок для меня. «Парень, ты, часом, не охуел?» - «А чо такое?» - «Ты по встречной идёшь!» - «Да? Ты открыл мне глаза. Спасибо, великий гуру».
И тогда он изложил свою теорию:
«Понимаешь, Тём, все эти полоски, все эти разметки – это фикция и фигня. Есть асфальт, есть ты, и есть препятствия, которые нужно объехать. Есть препятствия, движущиеся в попутном направлении. Есть – движущиеся навстречу. Какая между ними разница? Только в скорости сближения. К попутным – ты приближаешься где-то на пятидесяти-ста, и это даже опаснее. Это даёт ему время задёргаться и вольно или невольно помешать обгону. А со встречными, когда скорость сближения где-то под триста – ты расходишься практически мгновенно, в его представлении. Он даже испугаться не успевает. Поэтому, когда твоя полоса плотно забита, и там затруднительно идти с хорошим превышением скорости потока, - лучше идти по свободной встречке, моментально объезжая редкие быстро приближающиеся препятствия».


Я возразил:
«А если встречник, увидев, как ты несёшься ему в лоб, всё же успеет испугаться, даванёт на тормоз, закрутится по дороге?»


Лёха пожал плечами:
«А с *** так может получиться, что я ему в лоб иду? Смотри: вот здесь – три полосы в обе стороны. Я – иду по крайне левому встречному ряду. Я – нарушаю Правила, окей. Но он-то что делает, когда, при свободных правых, вылезает влево? Он тоже их нарушает. Причём, в отличие от меня, безо всякой необходимости. Ему-то – не надо никакой пробки объезжать. А раз нарушает – значит, делает это на свой страх и риск. Как и я. То есть, всё очень просто. Либо мы соблюдаем разметочку и Правила – и тогда он не должен оказаться на этой полосе, либо – мы оба положили болт на Правила и расходимся, как белые люди. Ну, я-то по-любому его обойду, хоть справа, хоть слева. Это ж у нас скорость сближения(!) будет под триста, если он тоже полторашку чешет, а фактическая-то моя скорость – вдвое ниже. На такой скорости да на этой бэхе – я свой автограф могу на асфальте вывести, а не то что сманеврировать, объезжая препятствие. Кстати, вывести, что ли?»


Отговорив Лёху от этой экстравагантной затеи (хотя я был уверен, что у него получится), уточняю:
«Я немножко о другом говорил. Что ты его обойдёшь – кто бы сомневался. Но что, если ОН запаникует и сорвётся в занос? И сам улетит на встречку, долбанёт кого-нибудь?»


Лёха вздохнул:
«Смотри, Тём. Вот есть товарищ, который вжаривает по крайне левому ряду, когда у него – все правые свободны. А на встречке у него – пробка. Если при таком раскладе он идёт вплотную к этой пробке – значит, уже мудак феерический. Далее, ты говоришь, что это может быть пугливый мудак, что он чего-то шуганётся. Типа, моей машины, обходящей пробку по встречной. Какой сюрприз! В России – да объезд по встречке? Кель пердюмонокль. Далее, ты предполагаешь, что он ещё и неумелый мудак. Что он уйдёт в занос и впилится во встречный плотный поток».


«И что мы получаем? Нам навстречу, по крайне левой полосе, – приближается феерический пугливый неумелый мудак, способный чего-то шугануться, завертеться и протаранить чужой поток. И вот представь, что мы стоим в этом потоке, как правильные мальчики. И видим, как прямо на нас летит это неуправляемое чудо в перьях. И – *** ЧЕГО СДЕЛАЕШЬ. Мы заперты, мы стоим без движения. Мы – заложники всякого мудака, который вздумает в нас впиндюриться. А я не люблю быть заложником каких-то мудаков. Я предпочитаю, чтоб у меня была хоть какая-то инициатива и возможность для манёвра. А для этого – нужно ехать, а не стоять. Движение – жизнь. В прямом смысле. И я не создаю дополнительной угрозы тем, что принял ещё на два метра левее, чем дозволено Правилами, пересёк полузатёртую двойную белую линию и поехал по асфальту, который называется «встречка». Это всё слова, а не суть. Суть же в том, что если на этой пустой встречке едут нормальные люди – они не жмутся к серёдке. Они идут правее, когда имеют возможность. Соответственно, им нечего меня бояться. А если отыщется твой феерический пугливый, но самонадеянный мудак – то эта белая линия нас не спасёт от него. И других, которые стоят в пробке – тоже не спасёт. Это не отбойник, это не стена. Это всего лишь линия на асфальте. Но что нас спасёт – возможность маневрирования, которую я обеспечиваю».


«Более того, я и этим, стоящим в пробке, оказываю услугу. Вероятность того, что встречный мудак в левом ряду уйдёт в занос, шуганувшись меня, - ничтожно мала. Состроится вправо, где и должен был ехать сообразно дорожной ситуации, - и только. А впредь – будет иметь в виду: нехуй жаться к разделительной, когда справа всё свободно. Это опасно, ибо есть реальные пацаны, обходящие пробки по встречной. Он это увидел. Он это понял. А значит – бросит эту дурацкую моду, чесать по крайне левому, рискуя сорваться в повороте и протаранить встречный поток по-любому. Будет оставлять слева побольше места, да и ездить потише, как и пристало криворукому пугливому мудаку».


«А если уж мыслить глобально, - продолжал Лёха, - на этих радиальных трассах давно пора выделить внутренние полосы под реверсивное движение. Тут потоки предсказуемы, как морские приливы. С работы – на работу, с дачи – на дачу. И все это понимают, что тут реверсивка сто лет как назрела. Но гайцы – хрен почешутся, конечно, чтобы сделать движение более осмысленным. Что ж, похуй знаки, - оно спонтанно так складывается, что люди едут наиболее адекватным образом. В конце концов, знаки для людей должны существовать, а не люди для знаков, нес па?»


С последней частью Лёшкиного спича – трудно было не согласиться. Действительно, это ****ец, как администрация и ГИБДД исполняют свои обязанности по оптимизации дорожного движения. Действительно, давно назрела необходимость ввести реверсивку на лучевых трассах, где потоки разгорожены лишь разметкой, а не конструктивными разделительными элементами. Ещё желательно, конечно, расширить «бутылочные горла» в виде мостов, а до той поры – на пике тоже включать реверсивное по ним движение, в пользу многократно преобладающего в данный момент потока. Да и светофоры – регулировать сообразно потребностям момента, или заменять палкомахателям.


И когда всё это очевидно, но нихера не делается, чтобы как-то растащить дикие подмосковные пробки – приходится порой брать это дело в свои руки. Да, я чертовски не люблю ездить по встречке, но уж если совсем намертво поток стоит, при свободной встречной – приходится выруливать и ехать, подмигивая стробоскопами, иногда - покрякивая. Тут же, конечно, устремляются вослед наиболее нетерпеливые из пробки. Ну, хоть немножко она разгребается.


И я понимаю, что у многих это вызывает раздражение. «Типа, самый умный, что ли? Типа, всё можно? Все стоят, а тебе западло? Самый аристократ, типа, блин?»
Ну, типа, да. Типа, я беру на себя такую ответственность – увеличить пропускную способность трассы, когда уже там совсем всё плохо. И делаю то, что должны были делать гайцы, расширяя то одну, то другую часть дороги за счёт противоположного направления, не в ущерб встречникам, когда их реально мало. И не в хвост кому-то встаю – а иду первым, действительно пользуясь своим несколько привилегированным статусом и спецсигналами. Но я не считаю это злоупотреблением. Я считаю это социально полезным делом, а то и своим долгом перед обществом. Ноблесс оближ, бля.


Но многие граждане – этого не понимают и не одобряют. Считают хамством, достойным «наказания». И пару раз даже бывало, когда пытались «наказать». Встречники. Намеренно вставали в левый ряд и преграждали дорогу.


Один раз хватило обращения по громкой связи: «Уважаемый господин водитель номер такой-то! Убедительная просьба: освободите, пожалуйста, левый ряд. Я правда очень спешу по делу. Буду весьма признателен».
Замечу, я всегда очень уважительно обращаюсь к другим участникам движения. Безо всяких этих «Пшёл вон, козёл, не то башку щас отшибу!» И я, по правде, не понимаю, зачем быковать, когда можно сказать по-человечески. Обычно – вежливость действует благотворно. Обычно – людям просто надо убедиться, что их не держат за ничтожное быдло, и они стремительно добреют.
Но один раз попался действительно принципиальный товарищ. Молодой совсем паренёк – но несгибаемый. Шёл в лоб моему «фашисту» до последнего, как лётчик Хлобыстов на таран. Упёрся мне в бампер, когда я уже остановился – и, типа, вот злонравия достойные плоды.
Я вышел. Закурил. Он рассчитывал, что я начну ругаться, грозиться, руками махать, а он это всё заснимет и выложит. Но я просто спросил: «Ты откуда такой принципиальный-то? Комиссар движения «Наши», что ли?»
Он смертельно обиделся: «Сами вы кремлядь! А я – вовсе наоборот. Я – представитель гражданского общества. И я показываю таким, как вы, что закон – един для всех».


«Ладно, - говорю, - давай тогда вызывать гайцов. Пусть они, как знатоки дорожного закона, рассудят нашу ситуацию. Но вот тебе предварительный расклад. Я – на встречке. Это нарушение ч. 4 ст. 12.15 КоАПа. Я готов объясниться, почему совершил это нарушение. Крайняя необходимость. Статья 2.7 КоАПа. Какая необходимость? Крайняя. Я офицер ФСБ, я не обязан отчитываться перед гайцами, куда спешу и зачем спешу. Я даже права не имею об этом рассказывать посторонним людям. Хотя ты, конечно, волен считать, что я на пикник тороплюсь, чтобы пиво не перегрелось».


«Далее. Ты, представитель гражданского общества, тоже нарушаешь Правила. Ты стоишь в левом ряду, когда у тебя свободны три правых. Это – та же ст. 12.15 КоАПа, только первая её часть. Пятьсот рублей штрафа, никаких других вариантов. И с тебя-то – его гайцы железно слупят, поскольку у тебя нет оправдывающих обстоятельств. Можешь, конечно, попробовать им впарить, что предпринимал меры к задержанию правонарушителя, то бишь, меня, выходя мне в лоб на загородной трассе, - но я думаю, с такими базарами, они тебя самого на мобилы заснимут и выложат на Ютъюбе. Чтобы народ поугорал».


Он не нашёл ничего лучше, как поинтересоваться:
«Вы мне угрожаете своим коррупционным влиянием на ГИБДД?»


«Господи! – подумал я. – Чем же тебя, такого, делали-то?»
Вслух же сказал:
«Чел, когда я угрожаю – это не оставляет места для двусмысленности и кривотолков. А сейчас – я с тобой просто беседую, рассказывая, как оно обстоит по закону. Который един для всех, как ты говоришь. И я тебе предлагаю перестать строить из себя занудного, упёртого старпёра, помешанного на педантизме, перестать вредничать и нарываться на штраф, который ты уже себе заработал в глазах инспекторов ДПС. Но мы им ничего не скажем. Давай лучше, ты немножко сдашь назад, поскольку там никого нет, примешь вправо и не будешь больше занимать левый ряд из одной только каверзности. Учти: это тоже нарушение, караемое по закону. Почитай Правила, почитай Кодекс, если не веришь на слово. Ну а если по жизни, а не по Правилам – представь, что у тебя друг поранился, кровью истекает, и ты его везёшь в больницу. Ты не можешь стоять в пробке. Ты обходишь её по встречке. А тут тебя нарочно запирает некто чересчур принципиальный. И ты вынужден объезжать его ещё левее, резко усугубляя риск создания аварийной ситуации. Тебе это приятно было бы? Как по мне – лучше пропустить десяток праздных, разнузданных пижонов, чем помешать одному человеку, у которого действительно есть причины спешить. Поэтому я лично, когда вижу, что кто-то очень торопится и просит уступить дорогу – уступаю по возможности, не вдаваясь в его причины. Но если это аэмэровец или что-то вроде – то, пропустив, впоследствии, бывает, пробиваю хозяина по номеру и интересуюсь, кто был в машине и куда это он так вваливал, используя спецсигналы? И если он не может внятно объясниться – предоставляю видео, кому надо. А ты – можешь меня сдать прессе и блогосфере. Озаглавить как-нибудь пафосно. «Бесстрашный гражданский общественник на пути карательной машины спецслужб». Но пассаран. ПДД или смерть. Но учти: ты себя тоже спалишь, что левый ряд без нужды оккупировал. Не факт, что другие представители гражданского общества будут в безусловном восторге от такого твоего поведения. Особенно, если поднимется шум, и нашей пресслужбе придётся всё же намекнуть, куда я ехал и почему спешил».


Тут паренёк, наконец-то, кое-что уразумел. Видимо, прикинул, что в жизни ни от чего нельзя зарекаться, что может и ему самому понадобиться рвать по встречке. На прощанье сказал:
«Вот сколько с мигалками бодаюсь – первый раз нормального человека встретил. Даже приятно пообщаться было. А вы правда из ФСБ?»
Я ответил честно:
«Нет, на самом деле я бандит с липовой ксивой».
Я всегда отвечаю честно на этот вопрос – но почему-то никто не верит. Что возможна такая запредельная наглость – разгуливать с корочкой не «комитета по борьбе с коррупцией при обществе ветеранов Грюнвальдской битвы», а с самой что ни на есть настоящей липовой ксивой ФСБ.


Ну да, мы запредельные наглецы. Но стараемся наглеть так, чтобы не создавать проблем законопослушным невинным людям. Поэтому и обходим, бывает, пробку по свободной и широкой встречной, а не прём по своей левой полосе, распихивая другие машины кряканьем, заставляя их ещё больше уплотняться вплоть до касания бортами. Вынужден согласиться с Лёхой: хотя это не очень хорошо в любом случае, езда по встречной, но когда очень надо – это и менее напряжно для других людей, и безопаснее, чем ломиться по своей. А если кто-то на встречной твёрдо вознамерился сойтись в лобовую, без нужды прижимаясь к осевой, – линия на асфальте его от этого впрямь не удержит никоим образом. Не совладает с управлением в повороте – да и вломит в стоячего. И прав Лёха: *** чего сделаешь, не имея ни скорости, ни пространства для манёвра.


И я умом понимаю, что надо бы почаще ездить по встречной, способствуя рассасыванию пробок и образуя разумно необходимую реверсивность движения, но, каюсь, делаю это лишь в крайних случаях. А когда время терпит – встаю правее, смотрю фильмы или набиваю тексты на айпэде. Если грунт влажный, не пыльный, - иногда обхожу фуры по обочине, выныривая в сужениях на полотно так, чтобы никому не приходилось притормаживать.


Знаю, и такая манера у многих вызывает раздражение – «Все стоят – и ты стой!» - но это иррационально. Я ведь не усугубляю пробку, не мешаю ехать другим так, как они ехали бы без меня. Напротив, я облегчаю их положение, продвигая свою машину вперёд окольными путями, вместо того, чтобы занимать дорогу и удлинять эту пробень ещё на пять метров (и заставлять сзади стоящего чайника нервничать, прикидывая, на сколько он попадёт, войдя в жопу Туарегу). Да, я двигаюсь быстрее потока – но помогаю ему хотя бы тем, что не маячу в нём. И это ситуация win-win для всех.


А вообще, давно пора уже открыть Москву для частного воздушного транспорта, оборудовать вертолётные площадки и резко упростить правила полётов. Потому что это реально ****ец, чего на дорогах творится.



Другие статьи в литературном дневнике: