Ещё о дорожной безопасности

Артем Ферье: литературный дневник

Раз уж в последние дни я узаботился автодорожной тематикой – продолжу излагать свои соображения.


Помню, как-то на встрече одноклассников, десять лет назад, разговорились с одним парнем, который теперь – крупный чинуш питерской мэрии, а в десятом классе я из-за него, наверное, получил первые седые волосы («наверное» - потому что я блондин и до сих пор не знаю, есть у меня седина или нет).


То был девяносто третий, самое-самое начало «постсовка» и тогда далеко не у каждого школьника, даже в элитных учебных заведениях, была собственная машина (а если и водилась тачка в семье – то не юным отпрыском она водилась, как правило).
Мой случай был исключительный. У нас имелась «Волга», и её водил чаще я, чем Батя. Он довольно ленив и всё шастал по всяким фуршетам, после защиты его аспирантов, а я работал чем-то вроде его личного шофёра. Ну и за свои услуги – мог пользоваться этой «Волгой» по своему усмотрению, когда она не нужна была Бате. Это была чёрная «Волга», и менты её никогда вообще не стопили, несмотря на частные номера (надо сказать, если что в Совке и было хорошее – так это куда большая пассивность дорожной полиции; они вообще тогда редко стопили и в целом были похухолями; но рыночные отношения их испортили, внушили неистовую жажду деятельности).
Я частенько ездил на своей «Волге» в школу – ну и катались с друзьями, учились водить, в безопасных местах. Впрочем, когда за руль садился Димка – всякий автодром переставал быть хоть сколько-нибудь безопасным местом. Он не то чтобы какой-то чрезвычайно безбашенный парень был – он просто как-то наотрез не мог подружиться с машиной. И ладно там обычные для новичков рывки при троганье или скрежет при переключении передач, - но он запросто мог, переходя на четвёртую, перегазовать при выжатой сцепухе, испугаться рёва, крутануть руль, долбануть по тормозу и пустить машину в занос прямой наводкой на бетонную стену.


Сколько непотребных неологизмов и сколько вычурных стилистических фигур я изобрёл, характеризуя его драйв-стайл, утирая испарину со лба, когда лишь чудом «Волга» застывала в десяти сантиметрах от стены, - это надо было записывать. При том, что по жизни я очень спокойный парень, выраженный флегматик. Но – какое тут, нахер, спокойствие, когда раз за разом, после всех разъяснений, делаются одни и те же косяки?


Тем не менее, он был мой друг, и я считал делом чести научить его водить хоть сколько-то приемлемо. «Хоть сколько-то» - он и научился, в конце концов. Но и год спустя, в одиннадцатом классе, когда мы где-то катались и я пускал за руль Димку, у остальных считалось хорошим тоном подъебнуть: «Диман за рулём? Подождите, я пойду отолью на всякий случай. Чтоб хоть не в мокрых штанах хоронили».


Ну а тогда, десять лет назад, на встрече одноклассников, он упомянул как-то, что купил недавно новенькую Примеру. Я поинтересовался: «Надеюсь, у тебя хороший водитель?»


Он засмеялся:
«Да ладно, Тём! Чего ты гонишь? Я уж сколько езжу-то? Забудь, всё что было. Я теперь за рулём, можно сказать, отдыхаю».


Я сказал вполне серьёзно:
«Бро! Отдыхают – в сауне. На пляже. На диване перед ящиком, на худой конец. Но за рулём – отдыхать нельзя».


Он отмахнулся:
«Ну… ты понял!»


Я понял. И он, возможно, тоже чего-то понял в этой жизни, когда через пару месяцев сошёлся с поперечной Хондой на перекрёстке. По счастью, из людей никто серьёзно не пострадал. Но обе машины – в хлам.


И Димка шёл по главной. Он был прав, согласно ПДД. Но поскольку я хорошо знал место аварии – для меня оставалось загадкой: «Как там вообще можно сойтись с поперечной, когда на полверсты в обе стороны всё просматривается? Как можно не заметить мудака, несущегося наперерез и не собирающегося соблюдать ПДД, не собирающегося уважать чьи-то чужие приоритеты? Разве лишь – если «отдыхать» за рулём».


И это очень симптоматичная фраза, «теперь я за рулём отдыхаю». Она значит примерно следующее: «Раньше я был нервным и неумелым чайником, способным войти кому-то в жопу в пробке, или сойтись бортами, но теперь я – уверенный в себе долбоёб, вызревший для реально серьёзных аварий».


Нет, ну я не злобствую, на самом-то деле, - но оно вот как-то так и есть.
И когда я смотрю видео аварий (благо, при нынешней распространённости регистраторов этих видео дохрена и больше), я задаю себе один и тот же вопрос: «КАК? Как можно было не заметить, что сейчас эта встречная пойдёт тебе в лоб? Как можно было не заметить, что по улице, которую ты вознамерился пересечь, на свой сигнал светофора, несётся мутант, которому похер сигналы светофора? А если заметил – как можно было не успеть отреагировать?»


И вот считайте меня занудой, но я – в дороге никогда не отдыхаю. В смысле, не расслабляюсь. Я, конечно, могу слушать музыку и мило болтать с пассажирами, но – я всегда смотрю, чё и как на сером полотне и вокруг него. Спереди, сзади, по флангам.
И я всегда прикидываю, куда буду уходить, если передо мной вдруг долбанутся два этих повздоривших придурка и завертятся, разбрызгивая кузовные детали. Или – если с этого грузовика вдруг посыплются брёвна. Или – если этот неуверенный пешик, мнущийся на бровке, вдруг решит перебежать. Или – если этот встречный обгонщик вылетит на мою полосу. Вот здесь – буду оттормаживаться. Вот здесь – попробую вильнуть вправо. А вот здесь – бесполезно будет маневрировать по своей полосе, придётся рвать на встречку и уходить на обочину в просвет между фурами. Это кажется безумным, это совершенно против Правил, - но будет единственным вариантом сделать так, чтобы я ни в кого не впечатался и никого не напряг.
И у меня были случаи, когда я обходил на двух колёсах по обочине внезапно столкнувшихся прямо передо мной долбоёбов, не поделивших асфальт. И были случаи, когда я уходил от столкновения с потерявшим управление встречником на встречную же обочину, просвистывая между фурами, которых он обгонял (тут, возможно, сказывался опыт игры в детстве на автомате «Морской бой», где нужно пускать торпеду не туда, где сейчас находится кораблик, а туда, где он будет находиться к моменту подхода торпеды; и много других подобных симуляторов, развивающих «динамическое» пространственное мышление).


Но что главное, я (как и все наши) – не «отдыхаю» за рулём. Не расслабляюсь от мысли, что, вот, я еду правильно, иду со скоростью потока, в своём ряду, и значит – всё тип-топ.
Я – заранее презюмирую, что меня на дороге окружают мутанты с плесенью вместо мозга да со стеклянными нихера не видящими глазами, и юные в жопу пьяные угонщики, которые знать не знают никаких Правил и не собираются их соблюдать. А также – намеренные подставщики и просто маньяки.


Это, конечно, преувеличение, поскольку большинство водил вокруг – вполне нормальные, адекватные люди. Но – я лучше буду допускать в каждом из соучастников дорожного движения склонность ко внезапным, коварным эволюциям, и буду постоянно просчитывать, как их парировать, чтобы не врезаться. В фоновом режиме.


Для меня это – как и хождение по улице. Да, большинство окружающих меня людей – совершенно милые и безобидные. Но когда кто-то, вполне интеллигентный, просит у меня прикурить, - я всегда имею в виду, что он может попытаться всадить мне нож в печень (издержки профессии!) И я, конечно, не принимаю каких-то защитных стоек, давая прикурить, я мило улыбаюсь, совершенно расслабленный с виду, – но я пристально слежу и за этим человеком, и за тем, что происходит у меня за спиной.


Как на это влияет состояние опьянения?
Да так и влияет, что после литра вискаря (или сравнимого количества пива) у меня время на извлечение пистолета из плечевой кобуры и поражение тушки в десяти метрах увеличивается до полусекунды (мы проверяли). Это очень много. Поскольку наш норматив для допуска к самостоятельной агентурной работе – 0,2 секунды. Ну и я-то не щенок зелёный, я семнадцать лет в бизнесе. Но тем не менее, когда изрядно бухой – очень сильно, конечно, проседают все параметры (кроме болевого порога, но у меня он по-любому, как у белой акулы).


Вождение – в том числе. И я это понимаю, когда сажусь за руль датым.
Было время, когда Ирка (моя первая жена) и Женька (моя нынешняя жена), и многие другие барышни, жёнами не являвшиеся, верещали: «Артём, ты что делаешь? Ты же сколько выпил, чтобы за руль садиться?»
Замечу, у меня по пьяни ни язык, ни ноги не заплетаются (до такой степени – я с отрочества не ужирался, и хоть я не ханжа, но мне отвратительно смотреть на взрослых людей, доводящих себя именно до такого состояния, когда могли бы уж научиться пить и знать свою дозу). Без хвастовства, моё опьянение сложно выкупить, если не пользоваться алкометром и не знать. Но, они, барышни, – видели, сколько я выхлёстывал. И ужасались, и квохтали.


Вместо ответа я вставал на руки и проходил метров двадцать. После чего возвращался и просил: «Кинь в меня зажигалкой. Со всей дури. Неожиданно». Поймав, предлагал: «Теперь ты!»
А пока она ищет в траве зажигалку, отскочившую от пузица, я объясняю:
«Лапуль! Если тебя накачать метамфетамином, как немецкого лётчика-истребителя перед боевым вылетом, а мне – усосать ещё литр вискаря, то вот тогда наши рефлексы примерно сравняются. Но когда ты садишься за руль – я ведь тебе не пеняю на то, что ты не продвигалась «винтом» для повышения бодрости? Хотя, конечно, мне страшно ехать рядом с человеком, не способным поймать зажигалку, будучи предупреждён, что она сейчас прилетит. Но что поделать: таковы девяносто процентов водителей. И я умею подавлять свой страх. Куда более рациональный, нежели в твоём случае касательно меня».


Но после поездки – барышни частенько говорили: «Знаешь, вот ты б почаще пил за рулём. Идёшь себе соточку в среднем ряду – и не выпендриваешься. Любо-дорого».
Замечу, я и не выпендриваюсь, когда трезвый. Я просто иду свои сто семьдесят, если позволяет дорожная ситуация. Никого не напрягаю, никого не сгоняю, никого не подрезаю – просто нахожу дырки и просачиваюсь гладко. Имея такое превышение по скорости, что никто испугаться не успевает. Кроме моих пассажирок, конечно. Но для них есть универсальное лекарство: Лёша Зимин. У которого крейсерская по трассе – далеко за двести. И он тоже никого не напрягает, никого не сгоняет и не подрезает – но он очень резко и агрессивно водит. Рёв движка, визг шин (и барышень), болтанка похлеще американских горок. Незнакомые с его стилем люди, впервые с ним прокатившись, заканчивают двояко: либо оргазмом, когда успевают привыкнуть и понять, что это совершенно безопасно, либо – кардиологической реанимацией.


Ну и тем более я не выпендриваюсь, когда знаю, что пьян и что моя реакция превосходит среднечеловеческую не в десять раз, как обычно, а всего лишь в пять.
Но тут ведь не в реакции даже дело. В осознании. Пьян ли я, трезв ли я – я по-любому «сканирую» дорогу на предмет возможных опасностей. И я понимаю, что по пьяни мой сканер и аналитический аппарат немножко притормаживают, но я в любом случае не въеду кому-то в жопу и не вылезу на перекрёсток, когда там поперечный мчится, без намерения уступить.


И мне дико слушать, будто я, или кто-то из моих коллег, начинает представлять собой повышенную опасность на дороге только потому, что выпил поллитра крепкого или десяток банок пива. Да мы и в таком состоянии – гораздо безобиднее среднестатистического «водятла», который нихера не видит, нихера не просчитывает ситуацию на дороге, нихера не готов к экстренному маневрированию, но – «отдыхает за рулём».


И я очень не люблю, когда меня пытаются поучать люди, для которых норма реагирования на острую ситуацию – составляет целую секунду (так принято считать при разборе ДТП, когда выясняется вопрос, имел ли водитель возможность затормозить или уйти от столкновения). То есть предполагается, что это нормально: целую секунду сидеть и тупо соображать, чего вообще происходит.


И это действительно нормально. Для обычных людей, не проходивших специальные тренировки (или не имеющих разряда по настольному теннису). Но в моём мире секунда – это десять пуль, выпущенных из автомата Калашникова (да, фильмы врут: рожок Калаша уходит за три с небольшим секунды непрерывной стрельбы, а не за полсерии). И когда у вставшей рядом машины начинает опускаться стекло – я не только ставлю ногу на педаль газа, но и, взявшись за рукоятку Глока, прикидываю оптимальную линию огня, чтобы не зацепить кого-то, находящегося ЗА этой машиной. Как бы ни был пьян. Хотя 99% - что просто дорогу узнать хотят.


Ну и я, конечно, не призываю сограждан к такой экстремальной паранойе (у меня есть для неё основания, а у них, как хочется верить, нет). Но вот делать кое-какие упражнения, проходить какие-то курсы повышения внимательности и реакции – это было бы полезно для любого водителя, мнящего себя профессионалом. Элементарно – поддерживать приличную физическую форму. Тренировать вестибулярный аппарат (чтоб не отключаться в заносе, хотя бы). Делать упражнения для ног, чтобы моментально уметь воспользоваться нужной педалью. Делать специфические упражнения по вождению, вроде змейки через символические препятствия из прутиков, вырабатывая лучшее чувствование машины, габаритов, скорости.


Кто-нибудь это делает, из горе-«водятлов», обожающих квохтать «пьяный за рулём – убийца»?
В огромном большинстве случаев – нет.
Но я бы и не обязывал их это делать.
Чего бы я хотел – лишь маленького торжества здравого смысла.
Для начала – признать: целью любых мер, способствующих повышению дорожной безопасности – является повышение дорожной безопасности. Вроде, это просто, да?
А что такое дорожная безопасность, что такое безопасное вождение? Это когда водитель не совершает аварий и не создаёт аварийных ситуаций.


Соответственно, следует признать: автомобиль не роскошь, а средство передвижения, общенародно доступное, поэтому мы не можем разрешить пользоваться автомобилем лишь парням, способным пройти двадцать метров на руках и поймать зажигалку из любого положения, отказав в этом праве всяким толстопузым и/или тормознутым дяденькам и тётенькам, которые начинают реагировать на острую ситуацию спустя секунду или даже больше.


И эти тормознутые люди – пусть они тоже получают/покупают права. Не важно.
Важно – чтобы всякий водитель знал: он должен ездить так, чтобы не совершить ДТП. И это – ЕГО ответственность, просчитывать для себя все факторы риска, выбирая адекватные для СЕБЯ скоростной режим и манеру вождения.


Какие бывают повышенные факторы риска? Да их очень много – но прицепились, почему-то, лишь к нетрезвому состоянию (и это массовый психоз, давно уже).
А пользование летней нешипованной резиной зимой, на гололёде под снежной кашей?
А крайняя усталость после ночной смены, когда чел вообще хер чего видит вокруг?
А общая заторможенность реакции и снижение остроты зрения на фоне каких-то… небезуперчностей организма?


Но почему-то это считается нормальным, когда виновник ДТП оправдывается: да у меня резина летняя… да я после смены ехал, глаза слипаются… да у меня диабет, и артрит… да я чего-то задумался, «отдыхая за рулём».


Знаешь, что, чел? Вот все эти факторы, способствовавшие аварии, – это всё твоё личное дело. И это твои проблемы. Твоя ответственность – их устранить, или осознавать и ехать адекватно. Но если ты устроил ДТП или создал аварийную ситуацию, – значит, ты не выполнил этого условия. Ты ехал НЕ адекватно и ты не намекнул, ты доказал, что опасен.


Соответственно, всё очень просто. Если главная цель поддержания дорожной безопасности состоит в том, чтобы не допускать ДТП и аварийных ситуаций, – самая тяжкая и жёсткая ответственность должна возлагаться на тех, кто РЕАЛЬНО устраивает ДТП и создаёт аварийные ситуации. Это как абсолютная лакмусовая бумажка твоей опасности для других участников движения.


И вот ситуация. Криворукий зарвавшийся лох, устроивший реальную аварию, но без человеческих жертв, он… не получает ничего, никакого наказания. Вообще никакой ни административной, ни уголовной ответственности не несёт.
А с введением ОСАГО – он и материальной ответственности за причинённый ущерб не несёт. «Вот моя страховая компания, она всё покроет».
При этом парень, ехавший совершенно адекватно своему состоянию (допустим, нетрезвому), и не совершивший никаких ДТП, и не собиравшийся их совершать, - он лишается прав лишь за то, что ПОТЕНЦИАЛЬНО представлял якобы угрозу.


Ну и ущипните меня, когда я вижу этот сон разума! По-моему, в психиатрии это называется «шизофрения», подход современного законодателя к вопросам дорожной безопасности.
То есть, это то же самое, что отпускать на волю убийцу, если он УЖЕ грохнул свою жертву утюгом, но сажать на долгий срок парня, у которого нашли пистолет, и он МОГ БЫ употребить его для убийства.


Я этого не понимаю вообще, блин. Видимо, дело в том, что я привык жить в реальном мире и работать на ЛЮДЕЙ. На разумных людей, которые знают, что им надо от моей работы. Но государство - оно привыкло жить в мире иллюзий, которые само же укрепляет, работая на БАРАНОВ (ну или делая вид, что работает, когда на самом деле – стрижёт их, наёбывая так, как им, баранам, приятно-щекотно).


Короче, если б я занимался вопросами законодательства о дорожной безопасности – я бы сделал очень просто.
Правила правилами, там есть разумные вещи, но они имеют чисто рекомендательный характер, а для ухода от столкновения - своей головой думать надо. Ну я я бы ввёл главный критерий недопустимого поведения за рулём. Именно – насколько РЕАЛЬНО опасным было твоё вождение.


Если оно привело к ДТП по твоей вине, – значит, реально опасно. Даже не об опасности речь уж идёт – о свершившемся факте.
И это не основание для лишения прав – это основание для выплаты хорошего штрафа и принудительного прохождения дополнительного курса в автошколе (за твой счёт, конечно).


Если ДТП как такового не было, но лишь потому, что экстренно среагировали другие участники движения, - это должно квалифицироваться как «создание аварийной ситуации». И хорошо бы такой состав ввести. И когда оно подтверждается записями всевозможных камер, твои манёвры, вынудившие других участников втаптывать тормоз или увиливать в другой ряд, - ты опять же получаешь серьёзный штраф и принудительные уроки в автошколе.


Да, и размеры штрафа – как-нибудь привязать к благополучию нарушителя. Хотя бы – к стоимости тачки, на которой совершались нарушения. Типа, «до пяти тысяч рублей или в размере пяти процентов от рыночной цены автомобиля нарушителя, смотря что больше».


Ещё, конечно, хорошо бы ввести, помимо общих категорий прав – некоторые градации по прохождении спецкурсов и по опыту езды. Скажем, скоростное вождение, которое даёт тебе право превышать общую скорость на трассах, если доказал, что можешь делать это безопасно. И – пьяное вождение. Когда доказал, что можешь, приняв на грудь, ездить нормально, не куражась, не теряя контроль над собой и дорожной ситуацией.


Нет, поймите правильно, мне-то самому – это не очень горит, не очень печёт. Я сам никогда не ловился на пьянке, поскольку в детстве у меня была чёрная «Волга», которую не останавливали, а с девятнадцати лет я ездил с коркой офицера ФСБ (которую могли подтвердить, в случае надобности). Ну и я никогда не бывал настолько пьян за рулём, чтобы создавать опасность бОльшую, чем в трезвом состоянии (я просто отдавал себе отчёт в том, что пьян, что не надо гнать).


Но как я подумаю, сколько менее защищённых ребят начинают уходить от гайцов только потому, что немного выпили, и не хотят лишиться прав, и устраивают серьёзные аварии, когда их гонят на запредельных скоростях, - я реально охуеваю от такой заботы о дорожной безопасности.


Поэтому я и предлагаю бороться не с фантомами, не с призраками угрозы, а – с фактическими её проявлениями.
Ехал в хер знает каком состоянии хер знает на какой допотопной судороге, но так, что никого не напряг, не сбил? Ну и аллилуйя!
Ехал совершенно трезвый, на идеально исправной машине, но ехал так, что спровоцировал аварию, подрезая людей?
Ну, заплатишь за ремонт тех тачек, что ты подрезал, заплатишь нехуёвый штраф, заплатишь за уроки в автошколе, где тебе объяснят, что не надо так делать.


Я – абсолютный реалист в вопросе автодорожной безопасности. И я действительно считаю, что водительское мастерство следует оценивать не по количеству спиртного в крови, не по формальным нарушениям Правил, а по – фактической адекватности человека, когда он то ли умеет избегать ДТП, то ли – «я ехал трезвый и по Правилам».




Другие статьи в литературном дневнике: