Посмотрел давеча

Артем Ферье: литературный дневник

фильм «Четыре дня в мае». Тот самый, который вызвал некоторый скандал и был снят с предпраздничного эфира НТВ по просьбам возмущённых патриотов.
Что сказать? Да правильно, что сняли. Всё-таки, праздник есть праздник, и нефиг людям настроение портить. А этот фильм – способен испортить настроение многим.


Мне? Да не то чтобы огорчил, но – вообще никак не пришёлся. Ни уму, ни сердцу. Терпеть ненавижу этот назойливый, нравоучительный гуманистический пафос. Особенно, когда он прёт изо всех щелей в слишком явном, штампованном виде.

Считаю ли я этот фильм клеветой на Красную Армию? Я считаю, что это художественное произведение, а значит, ничто в нём по определению не может быть клеветой. Даже если советские бойцы будут изображены как вампиры, сосущие кровь белокурых немецких детишек, а гвардейский миномёт «Катюша» окажется проявлением Красной боевой магии (реально там файерболы, машина с направляющими – только для камуфляжа).
Но что я действительно считаю клеветой на Красную Армию – так это уверения, будто, в отличие от всех других армий мира всех времён, она состояла сплошь из то ли ангелов, то ли киборгов, пришедших в Германию после четырёх лет ожесточённейшей войны исключительно чтобы раздать киндерам конфеты, фрау – цветочки, ну и скромно подрочить в сторонке.


Конечно, лучше всего, когда бойцы и офицеры оккупационной армии трахают аборигенок по взаимному согласию, перед этим красиво ухаживая («Милая, хочешь эту банку тушёнки?») Но поскольку обычно присутствует языковой барьер, ухаживать красиво получается не всегда. Добавить к этому жестокую обиду на врага и мысли о праведном возмездии – насилие становится так же неизбежно, как гром после молнии. Поэтому я вообще не понимаю этих тёрок вокруг советского полового террора против немок. Что в этом такого исключительного-то? Англосаксы меньше ураганили в своих оккупационных зонах? Ну, в Европе – поменьше. А в Японии амеры оттянулись по полной. Вообще же, любая пьяная солдатня – это пьяная солдатня, хоть захватчики, хоть освободители. Она представляет повышенную сексуальную угрозу даже в мирное время в собственной стране. Что уж говорить про оккупацию, когда не без оснований считаешь жителей поверженной страны своей законной добычей, когда в любой день можешь словить свою последнюю пулю, и вообще всё пофиг.


Тут, правда, в этом фильме главные герои – группа советских разведчиков, которая как раз таки защищает, с оружием в руках, занятый ими детский приют от разнузданных советских же танкистов-насильников.
Возможно ли такое? Что ж, сами по себе факты защиты чужих гражданских (или пленных) от собственных беспредельщиков – упоминаются в мемуарах неоднократно. Но здесь даже не требуется каких-то особенно проникновенных и нежных отношений с «подопечными». Достаточно просто выполнения приказа. Ты занял позицию, должен её удерживать – а тут лезет какое-то пьяное чувырло. И похуй, в какой оно форме. И насколько б оно пьяное ни было – оно тоже понимает, что у тебя приказ, и что за нападение на тебя – трибунал гарантирован. Даже если предположить, что изначально этому чувырлу удалось ввести в заблуждение своих подчинённых, сказав, что перед ними враг – потом-то они поймут, что стреляли по своим. И они его выгораживать будут? После того, как он их подставил? Ага, щас.
Я много раз читал в мемуарах, как более трезвые и более сознательные вояки осаживали своих менее трезвых и менее сознательных товарищей. Но чтоб доходило до реального боестолкновения между своими – честно, ни разу не слышал.
Пожалуй, самая близкая ситуация была во время бойни в Милай (Сонгми в отечественной историографии). Когда рота американских морпехов под командованием не вполне адекватного товарища устроила тотальную зачистку вьетнамской деревни, это заметили вертолётчики, доложили в штаб, посадили машину и пригрозили морпехам, что если те не прекратят гасить безоружных азиатов, - откроют огонь на поражение.


И я могу допустить, что тот решительный малый, командир вертолёта, на самом деле полоснул бы из пулемётов по зарвавшимся коллегам, если б они не подчинились. Но чтобы он дрался с ними при содействии каких-нибудь вышедших из леса вьетконговцев? Это уже за гранью разума.


Между тем, здесь, в фильме, так и происходит. На выручку хорошим русским разведчикам приходят совсем чудесные немецкие недобитки, скопившиеся на побережье с целью переправки в Данию. И вместе гасят плохих советских танкистов. Аллилуйя.


Про этот фильм (и лежащую в основе сценария «достоверную» историю) уже много писали, что это бред, высосанный из пальца. Перечисляли мелкие и крупные несуразицы. Повторять – не вижу смысла. Но, ещё раз скажу, поскольку это художественное произведение – у создателей априори имеется карт-бланш на какие угодно нелепицы. Другое дело, что мне и сама идея, и кондовый этот философский заряд – не очень понравились. Всё как-то очень шаблонно, ходульно, без изюма. Хотя – вполне вяжется с сентиментальными традициями германского кинематографа о войне.


Помню, был такой немецкий фильм «Штайнер. Железный крест». Аж семидесятых. Там – присутствовал всё тот же набор моральных слащавостей и возмутительных маразмов. И отважный, опытный, честный разведчик (собственно фельдфебель Штайнер). И вражеский мальчонка (типа, «сын полка»), которого немцы взяли в плен, и с которым у этого Штайнера сложились чуть ли не отеческие отношения. И мерзостный командир-самодур, который, не поладив со Штайнером, всю дорогу пытался его подставить и обречь на гибель, вплоть до намеренного открытия огня по собственной группе, возвращающейся из разедки.


Ради справедливости, тот фильм был сделан получше. Потоньше. Не так «лобово». Но тенденция понятна. Вот только для европейского (особенно немецкого) кино о войне это уже и в семидесятые было характерно, напирать не на героизм, а на гнусность и подлость войны и выпячивать гадости про свою армию, а до нас – только сейчас мода докатилась.


Ну и я считаю, что это дело создателей. Их кино, их детище, что хотят – то и творят. Памяти павших героев это никоим образом не затрагивает. И выживших – тоже.
Их больше затрагивает – вся эта официозная пурга. «Они отдали свои жизни, чтобы мы были живы».
Помню, когда дедуля ещё жив был (он прошёл от Сталинграда до Бреслау, имел контузию, два ранения, но сохранял здравость ума до последнего) и когда всю эту пургу слышал – непременно издевался: «Да конечно! Вот только об этом всю дорогу и думал – как бы мне отдать жизнь за каких-то ещё не родившихся засранцев! Всё проще было: или фрицы тебя закопают – или ты их».


Касательно же нецивилизованного обращения с немецкими гражданочками – он предпочитал отмалчиваться (передо мной, во всяком случае, ибо мне было тринадцать лет, когда он умер), но как-то, немного поддав, разоткровенничался. «Понимаешь, Тём, это как вот сейчас этот самый, рэкет действует. Приходят и говорят: лучше плати за защиту нам, а то всё равно кто-то наедет. Глупые бандиты – наезжают. Умные – продают защиту. Так же и было. Глупые и необузданные, и озлобленные – насиловали. Да часто такое бывало, чего греха таить. А кто поумнее и поспокойней – договаривались. Будешь со мной дружить – буду защищать. От глупых и необузданных. И вроде – всё по согласию, всё культурно».


Вот и мне порой кажется, что хотя изнасилования красноармейцами немецких фрау безусловно были очень распространены (и не могло быть иначе), но масштабы этого полового террора раздувались ещё больше не только немецкой пропагандой и не только сплетнями среди гражданских, но и – умными «рыцарями» с красными звёздами. Которые вполне намеренно преувеличивали угрозу – чтобы подороже и побыстрее продать своё заступничество.


Во всяком случае, имея некоторый опыт знакомства с девушками, не могу отрицать: самый быстрый и эффективный метод – спасение барышни от гопотских приставаний. В той группе карате, которую я вёл, это одно время на поток было поставлено – взаимные услуги по устройству таких спектаклей. Да и впоследствии мне десятки раз доводилось применять этот способ вхождения в доверие – протекция от специально обученных уличных хулиганов. Работает безотказно. И я не думаю, что в сороковых годах прошлого века человеческая психология отличалась от нынешней настолько уж радикально. Даже в таких… своеобразных странах, как Третий Райх.


Но если для кого-то, по каким-то иррациональным причинам, тема сексуальной агрессии или сексуальной дани воинам-освободителям кажется слишком болезненной, я бы мог такой сценарий предложить. Типа, о войне, типа, вымысел от вольного, и типа – в «правильном» пропагандистском ключе.


Значит, идея такая. Лето сорок четвёртого года. Напола (военно-политический «колледж» для перспективного немецкого юношества). Конкретно эта напола – готовила административных работников для восточных территорий. С углублённым изучением русского. Но сейчас это уже малешко не актуально, поскольку Красная Армия, проведя операцию «Багратион», уже вступает в Европу. И её продвижение на территорию собственно Райха – лишь дело времени.


Что сейчас актуально? Об этом выпускникам наполы рассказывает прибывший туда высокий чин СС. Актуально – поднять на священную и бескомпромиссную борьбу всех немцев, способных держать оружие. Что для этого нужно? Для этого нужно показать, что их ждёт в случае большевистской оккупации. Что большевики – звери и варвары. Но показать это нужно ДО того, как большевики на самом деле придут.


Как это сделать? Придётся немножко «форсировать» события. Придётся сделать так, чтобы по прифронтовым областям Восточной Пруссии разъезжали ребята в советской форме и совершали всяческие бесчинства против мирного населения. Типа, русские разведчики.


Какие бесчинства? Убийства – по минимуму, грабёж – само собой, но главное – изнасилования. Чтобы каждый немец знал: если придут русские – никто не спасёт от них его жену, сестру и дочь. Поэтому все должны встать, как один, на пути этой варварской орды.


Кто будут эти ребята в русской военной форме? Это будете вы, наши выпускники. Вы уже знаете русский язык и традиции, осталось научить вас материться и пить водку. И потренироваться, конечно, в измывательстве над мирным немецким населением путём массовых изнасилований.


Понятное дело, вам будет трудно переступить через свою европейскую цивилизованность и насиловать родных немок – но так нужно для дела. Для великого дела противостояния большевикам.


Ну а дальше – собственно курс актёрского мастерства для этих высококультурных мальчиков из наполы. Чтоб они, значит, учились изображать из себя циничных и брутальных русских варваров. На практике.


Они похищают немецких девушек и, преодолевая внутренние рыдания, уестествляют их максимально бесцеремонным образом, попивая водку, матерясь и лузгая семечки. Ибо – так надо для дела.


Фильм можно снять совместно с немцами – ибо у них есть опыт в создании киношедевров подобного жанра. Во всяком случае, картинку они качественную умеют изображать.


Можно добавить комических эпизодов. Весёленькое такое можно кинцо замутить. С возрастными ограничениями, конечно. И не претендовать на то, что это сколько-нибудь достоверная фигня, и не заявлять в лоб, мол, изнасилования, приписываемые Советской Армии, на самом деле совершались самими немцами в пропагандистских целях, - но вот намёк такой будет. Главное – побольше живого «экшена», поменьше психологического драматизма и прочих соплей.


И пусть немецкие ветераны теперь возмущаются, мол, это совершенно немыслимо, этого не было и быть не могло. А плевать! Это художественный фильм. И это – зрелищный художественный фильм (если красиво всё отснять, конечно).


Ещё вот многие «патриоты» возмущаются американским военным кино. Что, мол, они снимают фильмы о Второй Мировой так, как будто они её выиграли.
Ну что сказать? Вообще-то – и выиграли. В составе Коалиции. Не капитулировали – точно. Но кто-то недоволен тем, как они преувеличивают свою роль? Они посягают на наше святое? Да говно вопрос!


Посягнём – на «ихнее» святое. Нападение – лучшая форма обороны.


Давайте снимем фильм о том, как на самом деле сражение у Мидуэя выиграла не группа «дайверов» Маккласки, а советская подводная лодка, посланная из Владивостока и приурочившая(!) свою атаку на три японских авианосца к заходу группы американских пикировщиков.


Замечу, для амеров Мидуэй – это примерно то же, что для нас – Сталинград. Да, человеческие потери несопоставимы, но стратегическое значение примерно такое же.
До Мидуэя у японцев было шесть больших авианосцев, что позволяло им хотя бы надеяться на создание патовой ситуации в войне с заведомо в разы более сильным по индустрии противником. Долбать его флот по частям, всякий раз создавая превосходство в морской авиации, держать амеров вне досягаемости от новых японских приобретений в Юго-Восточной Азии, развивать там добычу ресурсов с тем, чтобы хоть как-то сравняться. И казалось, что после Пёрл-Харбора, где япы вышибли практически все тихоокеанские линейные силы амеров, шансы есть.
И казалось, что когда сходятся четыре японских тяжёлых авианосца с тремя американскими (плюс весьма отстойные самолётики, базировавшиеся на собственно Мидуэе), это должно кончиться разгромом американского авианосного флота. Поскольку япы превосходили и числом, и умением.


Финал? Американцы потеряли один из своих авианосцев, Йорктаун (который был очень сильно покоцан в предыдущем сражении и отремонтирован в кратчайшие сроки), японцы – потеряли ВСЕ ЧЕТЫРЕ. То есть, из шести – у них осталось всего два. Соотношение сил и возможностей концентрировать морскую авиацию – изменилось радикально. И после этого – уже не могло идти речи о том, чтобы защитить и развить новые японские владения. После этого речь шла лишь о том, сколько ещё будет трепыхаться самурайское упрямство в пасти у страны, многократно превосходящей по своим возможностям спускать всё новые корабли, снаряжать новые самолёты и разрабатывать такое новое оружие, которое в конце концов внесло окончательную ясность в вопрос о шансах сторон, 6 и 9 августа 45-го.


При этом, три японских авианосца – были убиты в ходе одной только «чудесной» атаки группой американских пикировщиков, после того, как япы довольно легко отбили многие предшествующие американские атаки, действительно имея превосходство в классе лётчиков. Но вот тут фишка так легла, что японские истребители находились в тот момент низко, охотясь за торпедоносцами, а палубы были заняты бомбардировщиками, которым подвешивали торпеды вместо бомб (поскольку япы как раз засекли «Йорктаун» и собирались ответить).


Есть мнение, что Нимитц и Ко намеренно спровоцировали такую ситуацию, сознательно посылая на убой группы торпедоносцев, только чтоб расчистить небо для решительной атаки пикировщиков. Но, возможно, это слишком изощрённое толкование. А просто вот так сложилось.


В любом случае, тот урон, какой группа Маккласки нанесла трём японским авианосцам, – считается чем-то сверхъестественным, магическим. Только что было три могучих корабля, по сотне самолётов на каждом, – а через секунду это коллективные крематории. Половина авианосного флота Японии перестала существовать в одночасье, и теперь Империя может надёжно забыть о каких-либо перспективах удовлетворительного исхода войны со Штатами. Теперь – её точно порвут и размажут ровным слоем. И это лишь вопрос времени. Ибо после ТАКОЙ победы – амеры уже не уймутся и не согласятся ни на что меньшее, чем безоговорочная капитуляция.


В общем, драматизм Мидуэя очевиден, как и «чудесность» той атаки Маккласки. Ну так давайте снимем фильм, что на самом деле это устроила секретная советская подлодка из Владивостока.


Соответствие реальным фактам? Да плевать! Это художественный фильм – и создатели вольны там фантазировать, кто во что горазд!
Тарантино можно убивать всех бонз Третьего Райха в парижском кинотеатре? Можно! Ну и нам – можно.


Во всяком случае, это лучше, чем сопли жевать и угрюмо-зашуганно таращиться, выискивая, где нас кто «снова обидел», посягая на славу предков.


Да, ну и с праздником, конечно. Уничтожение национал-социалистического государства – это по-любому праздник, приближающий одну из главных целей человечества: уничтожение социализма вообще. И не важно, что наше государство тогда тоже было социалистическим. Мы – от этой хвори потом сами излечились. А немцам – помогать пришлось. Всем миром.



Другие статьи в литературном дневнике: