И. Паппе Израиль обречёнИзраиль обречён. Британский историк о нежизнеспособности еврейского государства в Палестине Газета "Завтра".dzen.ru Илан Паппе Палестинский народ стал жертвой израильского геноцида. Факты бессмысленного убийства тысяч невинных женщин и детей, военных преступлений по отношению к старикам и подросткам, массовых казней и арестов не могут не шокировать в ХХI веке. Израиль, спекулируя памятью жертв холокоста, примерял на себя маску государства – страдальца. Теперь маска оказалась сброшена. Из колыбели сиононацизма миру явилось государство – изверг, мучающее людей голодом, лишающее любой медицинской помощи, тепла и воды. На прошлой неделе произошло еще одно событие, которое заставило усомниться в будущем государства Израиля. Выяснилось, что Израиль – небезопасен и для самих евреев. Ответный удар Ирана и готовность таких стран как Ливан, Сирия, Ирак поддержать ракетную атаку – индикаторы того, что «государство еврейской мечты» столкнулось с фундаментальной проблемой безопасности. В Израиле могут и останутся только те, кто готов жить в условиях долгосрочной горячей войны. Редакция газеты «Завтра» предлагает вниманию читателей перевод интервью историка Илана Паппе, которое он дал Али Абунимаху на Youtube канале Электронная Интифада под названием «Сионистский проект подходит к концу». Илан Паппе родился в Израиле, получил образование в Еврейском Университете в Иерусалиме, закончил Оксфорд и преподавал в Хайфском Университете. Являясь профессором, он написал несколько книг, посвященных современной истории Палестины и Израиля. Долгое время Илан живет в Великобритании, читает лекции в Университете Экстера. — Давайте начнем с исторического контекста. Около 80% населения Газы - палестинские беженцы, которые покинули свои города, поселки и деревни много лет назад, те самые места, которые с 1948 года являются частью Израиля. Расскажите нам об истории так называемого Сектора Газы, о людях, живущих там, и о политике Израиля по отношению к ним. — Спасибо за очень важный вопрос, потому что многие полагают, что сектор Газа и его население существовали всегда. До 1948 года сектора Газа не было, это был город под названием Газа, окружённый маленькими и большими деревнями. Via Maris или Дорога Хора — это главная дорога на Средиземноморье между Александрией в Египте и Александреттой в Турции. Этой дорогой через город Газа проходили очень много людей. Это место имело сельскую атмосферу и было очень космополитичным. В городе Газа были представлены все три религии – мусульмане, христиане и иудеи, и это было довольно красивое место в исторической Палестине. Когда Израиль начал этническую чистку, он пытался массово переселить людей за пределы того, что стало государством Израиль. Поэтому палестинцев переселяли на север – в Ливан и в Сирию, а также на восток – в Иорданию. Сотни тысяч палестинцев, которые были изгнаны и вытеснены силой из центра и юга Палестины, были направлены в Египет, но Египет не желал принимать палестинских беженцев. Израильские лидеры решили, так сказать, «уступить» 2% территории Палестины. И был создан прямоугольник, в который они поселяли сотни тысяч палестинцев, которых они изгнали из центральной части юга Палестины. Атаке Хамаса 7 октября 2023 года подверглись именно те еврейские поселения, которые были построены на руинах палестинских деревень последней волны изгнания. В израильском архиве имеется документ от 25 ноября 1948 года под названием «Приказ номер 40», которое центральное командование отправляло командирам района территорий вокруг Газы. В нём были перечислены 11 деревень и приказ сжечь эти деревни, изгнать людей из них в Газу. На руинах этих деревень и были построены поселения. Таким образом, в Газе есть второе и третье поколение людей, которые не просто были насильственно изгнаны из остальной части Палестины, но и люди, которые являются прямыми потомками людей, изгнанных из деревень, в которых были развёрнуты еврейские кибуцы. — Расскажите, пожалуйста, о городе Эль-Мадждаль, который сейчас называется Ашкелоном. Я думаю, многие люди знают, что большинство палестинцев были изгнаны оттуда начиная с 1947 года, к 1948 году. Но и после 1948 года, после создания государства Израиль изгнания не прекратились. Это так? — Абсолютно верно. Происходящее там не было стратегическим решением. Это произошло из-за проблем, связанных с координацией в израильской армии. В 1948 году тысячи палестинцев Эль-Мадждала были не изгнаны, а помещены в анклав на территории, которую израильские военные губернаторы называли “гетто”. В этом гетто большая часть населения Эль-Мадждала жила с 1948 по 1950 год, и за это время вокруг них был построен израильский еврейский город Ашкелон. И вот в 1950 году правительство во главе с Давидом Бен-Гурионом вдруг решило, что складывается нездоровая, проблемная ситуация. Многие новые еврейские эмигранты, которые прибывали в Ашкелон, были выходцами из арабских стран. И правительство Израиля стало опасаться их ассимиляции с палестинцами, что они смогут найти общий язык, некоторую основу для диалога. Поэтому было принято решение принудительно переместить население Эль-Мадждала в сектор Газа, дополнительно к палестинским беженцам, которые уже находились там. По иронии судьбы, получилось, что Израиль изгнал тысячи людей, которые считались гражданами Израиля, согласно декларации независимости государства Израиль. А эта декларация независимости, кстати, провозглашала равенство для всех. И единственной причиной изгнания людей была их национальность, они были палестинцами. Это важно. Как вы правильно заметили, это произошло не только в Ашкелоне или Эль-Мадждале между 1948 и 1967 годами, но особенно продолжалось в первые 10 лет государственности Израиля. Десятки палестинских деревень были силой опустошены израильской армией на границах с Ливаном и Иорданией, их жители были изгнаны на другую сторону границы. — Давайте поговорим о стратегическом расположении еврейских кибуцев в Секторе Газа и о том, как израильское государство использовало эти поселения для обороны в военных целях, для наблюдения за сектором Газа. Казалось бы, кибуцы – это безобидные сельскохозяйственные угодья, социалистическая утопия. Можете ли вы рассказать о стратегии Израиля по их размещению, каково было намерение построить их так близко к Сектору Газа? — Колониальный проект поселенцев кибуцы никогда не останавливается. Даже сейчас, в современном Израиле. Им приходится оккупировать землю, принадлежащую коренным народам, и оккупировать её снова и снова, потому что всегда есть риск, что коренные жители не будут сидеть мирно, когда у них отнимают собственные земли. Для этого гражданское пространство полностью военизируется. То есть это любые поселения, особенно на границе между территориями, которые уже были колонизированы, и территориями, которые ещё не были колонизированы. С одной стороны, это гражданские лица, и они ведут гражданскую жизнь, но с другой стороны, они также и солдаты, военные, которые носят оружие, которые организуют военные аванпосты по отношению к так называемому противнику. Поэтому я думаю, что кибуцы играют очень важную роль в колонизации, так сложилось исторически. И, конечно же, они играют современную роль в обеспечении контроля в отношении миллионов палестинцев. Между рекой Иордан и Средиземным морем проживают миллионы палестинцев, и Израиль держит их под контролем различными репрессивными мерами, используя для этого еврейские поселения на Западном Берегу, наряду с военными базами, операциями секретных служб. К сожалению, некоторые места Палестинской автономии сотрудничают с кибуцами. Точно также внутри Израиля они используют еврейские поселения в Галилее и Каукаб-абу-аль-Хиджа. Они пытались сделать это и в секторе Газа до 2005 года, но поскольку сектор Газа мало что значит с библейской точки зрения, израильтянам не удалось заставить большое количество евреев поселиться в самом секторе Газа. Именно тогда Ариэль Шарон сказал, что лучше создать для палестинцев огромную тюрьму под открытым небом под названием Газа и атаковать её снаружи, не беспокоясь о судьбе поселенцев внутри. Так появилась израильская идея о том, что Газу можно полностью отделить от Израиля, постоянно блокировать и только атаковать. И все это безнаказанно для Израиля. Если задуматься, ХАМАС всегда бросал подобной оккупации вызов – сначала с помощью ракет, а теперь и с помощью этой конкретной операции. Я думаю, такова реальность, что Израиль – это армия с государством, а не государство с армией. — Давайте еще раз обсудим историю. Потому что Израиль и его сторонники хотят, чтобы мы поверили, что история началась с 7 октября. Но вы много лет неустанно пишете о геноциде в секторе Газа. Вы начали говорить об этом в то время, когда было почти невообразимо думать, что международный суд может серьезно рассматривать дело об израильском геноциде. Сейчас уже установлены подтверждающие факты геноцида. Учитывая ситуацию в Израиле, как вы видите развитие событий? — Израиль будет действовать таким образом, что будет создавать видимость прогресса, но на самом деле ситуация с притеснением палестинского населения будет только ухудшаться. Думаю, что в ближайшем будущем, мы единственное, на что можем надеяться – на международную реакцию. Например, хотелось бы рассчитывать, что хотя бы правительство Канады прекратит поставки оружия в Израиль. Либо более эффективным станет движение BDS (Boycott, Divestment, Sanctions - Бойкот, Изоляция, Санкции), начнутся реальные санкции, а не только отдельные бойкоты. Однако, очевидно, что, во-первых, это постепенный и очень медленный процесс, и мы даже не знаем, происходит ли он на самом деле. Не то чтобы я недооцениваю символическую силу таких действий, конечно, это может иметь некоторое накопительное воздействие на Израиль. Но, зная израильское общество, такие действия должны быть более жесткими, более прямыми и прозрачным, чтобы можно было убедиться, что это действительно происходит. Это должно иметь отношение к израильским спортивным командам, музыке, продаже оружия и так далее. Возможно, Глобальный Юг будет немного быстрее принимать подобные меры, но боюсь, что для Глобального Севера потребуется гораздо больше времени, не говоря уже о Соединенных Штатах. Ещё неизвестно, к каким результатам приведут американские выборы. Поэтому, если быть честным и если быть откровенно прямолинейным, я боюсь, что не смогу увидеть эффективные меры на международном уровне в течение года или полутора лет. Возможно, мы увидим это позже. Но, я не хочу, чтобы это звучало так, будто я опускаю руки и говорю, что мы ничего не можем с этим поделать – нет. Я говорю о том, что мы не можем оставаться наблюдателями и думать, что это просто динамика, которая происходит сама по себе. Это означает, что каждый из нас, кто вовлечен в это, должен удвоить, утроить свои усилия, а не считать, что всё произойдёт само собой. Не надо думать, что Международный Суд ООН (ICJ), Международный Уголовный Суд (ICC) или другая организация достаточно сильны в данный момент, чтобы заставить Израиль измениться. Как ученый, я верю, я говорил это раньше, и как учёный буду повторять это снова и везде: я вижу чёткие признаки того, что сфабрикованный сионистский проект вступает в свою последнюю фазу. Это начало конца этого проекта. Израиль неустойчив. Он нежизнеспособен с точки зрения самого еврейского общества – оно взрывается изнутри. Не существует того базиса, который бы скреплял вместе различные группы в Израиле. Это нежизнеспособно, потому что я думаю, что молодые евреи во всем мире перестают считать сионизм равным иудаизму. Израиль нежизнеспособен, потому что у молодого поколения Палестины есть лучшее видение и идеи о том, как продвигать освободительную борьбу. Это нежизнеспособно из-за экономических проблем Израиля и возможных изменений в регионе, а также из-за того, как международное сообщество стало относиться к Израилю как к «пиратскому государству». Хотя эти процессы займут какое-то время, но они произойдут. После темной ночи наступит рассвет. — Вы сказали, что Израиль как сионистский проект разрушается. Что это значит, в каком смысле? Как вы думаете, если мы заглянем на 10–20 лет вперед, Израиль все ещё будет существовать или Израиль может исчезнуть? Я понимаю, что никто не может назвать дату, но к чему приведет этот процесс разрушения? — Сейчас мы можем совершенно ясно наблюдать захват Израиля более теократической, более радикальной группой израильтян, которую я назвал в одной из своих недавних статей «государством Иудея», государством поселенцев. Израиль как государство, сочетает в себе как более либеральную сионистскую сторону, так и теократическую, мессианскую еврейскую сторону – государство Иудея. Конечно, обе стороны верят и в систему апартеида, и в оккупацию, и в колонизацию Палестины, но у них разные взгляды на то, как израильское еврейское общество должно выглядеть изнутри. Это означает, что независимо от ситуации с палестинцами, многие израильтяне уедут и не захотят оставаться – просто это не то место, которое нужно им. Если у еврея есть деньги, второе гражданство, если у него есть профессия, с которой он может эмигрировать и свои капиталы вывезти за границу, то он это сделает. Я вижу, как уезжают отдельные представители израильской элиты и как они уже платят 80% налогов за пределами государства. Я думаю, что это и есть процесс распада, но я не могу точно предсказать, каким именно будет его финал. Я определенно могу указать на трещины в здании, которые становятся все шире и шире. И когда такая структура рушится или ослабевает, то она создает пустоту. И если не будет палестинского национального движения, чтобы заполнить эту пустоту, то тогда возникнет хаос, который может долго продолжаться. Если нет готовности к развертыванию такой исторической реальности, то это не надежная формула для построения чего-то нового. Но я верю, что это стало нежизнеспособно и больше не работает. — Вы внимательно наблюдаете за израильской прессой. Видите ли вы, что израильтяне говорят об этом между собой? Люди часто говорят: «Ну, у многих израильтян есть второе гражданство», и это правда. Множество евреев, имеют связи с Северной Америкой, Канадой, Европой и т. д. Они говорят об этом? Это уже происходит? Они уже уезжают? — До 7 октября были явные признаки того, что люди эмигрирую и выводят свой капитал за пределы Израиля. Не то чтобы массово, но существенно с точки зрения качества капитала, и положения, которое они занимали в израильской экономической элите. Итак, этот процесс начался еще до 7 октября. В каком-то смысле после 7 октября это остановилось, сработало инстинктивное единство в реакции на события 7 октября, но сейчас процесс эмиграции возобновляется. Я думаю, что в Израиле актуальны две точки зрения, и при этом оба нарратива имеют нечто общее. Этим общим является понимание, что на горизонте следующих 50 лет единственное обещание, которое израильские политики и лидеры могут дать израильтянам — это продолжение кровопролития и войн. Это очевидно, и вы услышите это от израильтян, которые поддерживают войну и, вероятно, не имеют второго гражданства, чтобы уехать из страны. Они понимают, что Израиль в ближайшие 50 лет – это государство, которое при хороших стечениях обстоятельств одержит победу над своими врагами, но будет оставаться постоянно зоной военных действий. Итак, первый нарратив это: что мы можем сделать? такова наша жизнь! Некоторые из них серьезно верят идее Нетаньяху о том, что весь мир против евреев, в истории про антисемитизм. И с этими воззрениями ничего нельзя поделать. Я думаю, есть ещё второй нарратив: «Неужели это единственный способ жить?» Опять же, мне бы хотелось обратить внимание, что оба нарратива не имеют никакого отношения к состраданию к палестинцам, к пониманию преступности действий по отношению к палестинцам. Этого в израильском обществе вообще нет. Кто знает, может быть, это когда-нибудь произойдет, но пока таков взгляд на ситуацию. Особенно после 7 октября израильтяне говорят себе: «Итак, теперь это моя жизнь». Но если в человеке есть какой-то проблеск желания жить «нормальной жизнью», то это не то место. Заметьте, я даже пока не говорю о судьбе палестинцев. Я говорю об основной идее создания Израиля: «Я хотел построить государство, чтобы оно стало безопасным убежищем для евреев всего мира, а сейчас это стало самым опасным местом для евреев». И это противоречие нелегко замалчивать. И цифры говорят об этом. Это не то, что можно назвать выдумкой, вы можете легко это проверить. Они знают, что быть израильским евреем – это очень небезопасно. Израиль – это единственное место, где евреям не безопасно. Помимо эмиграции перед израильским правительством сейчас встают всё новые огромные проблемы, которые лишь усугубляют имеющиеся проблемы. Самая главная проблема - правительство не функционирует. Правительства нет, оно не работает. Единственная эффективная услуга, которую получают израильские евреи — это гражданское общество. Я имею в виду гражданское общество, которое имеет опыт в ситуациях войны и чрезвычайных ситуаций и поэтому оно реагирует и способно обеспечить еду, жилье и так далее, что правительство должно делать. Но правительство не функционирует. Это во многом связано с личностью премьер-министра. Я думаю, что вопрос не столько в том вернутся ли уехавшие евреи они или нет, а в том вернется ли Израиль к тому, чем он был раньше, хотя бы эффективным государством, по крайней мере, в том, что касается его еврейских граждан. Сейчас прошло уже почти полгода с 7 октября и нет никаких признаков этого. И мы знаем, как израильская избирательная система работает с коалиционным правительством. Поэтому даже если есть группа политиков, скажем, немного более компетентных и способных возродить или активировать вновь государственные системы и министерства, они будут опираться на коалицию людей, либо мессианских, либо совершенно некомпетентных. — И все же сам Байден сказал, что для евреев всего мира нет другого безопасного места, кроме Израиля. — Байден многое говорил. Например, он сказал, что он – сионистский президент. И мы можем сказать ему, что Всемирный Сионистский Конгресс ищет нового президента. Я имею в виду то, что говорили американские политики после 7 октября, особенно госсекретарь и президент – это выходит за рамки всего, к чему мы привыкли. Я недавно закончил книгу, которая выйдет в конце весны, под названием «Лоббирование сионизма по обе стороны Атлантики», в которой рассматривается история лоббирования сионизма как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах. В истории были такие моменты патетических высказываний со стороны американских лидеров, но никто из них не может сравниться с современным американским руководством. — Современный Израиль, действительно, очень далек от образа Израиля 1980-х годов, который я помню. Тогда даже если бы мы видели Израиль как государство-узурпатор, как агрессора, как оккупанта, существовал определенный имидж Израиля как страны, обладающей сильной компетентностью. Даже имея большую поддержку со стороны Соединенных Штатов, Израиль выглядел сам по себе способным сделать что угодно. И удивительно, насколько полностью всё развалилось, и Израиль стал выглядеть таким же неблагополучным, как и любое неблагополучное государство в мире. Образ отважного, мужественного, способного израильского солдата полностью рухнул, не говоря уже о том, что ранее публично с Израилем не была связана жестокость. Конечно, жестокость была с самого начала, как показывают ваши работы, в которых вы упоминали массовые убийства и насилие, но, тем не менее, существовал образ способного и храброго израильского солдата. Их рейд в Энтеббе, длинная рука Моссада, которая могла добраться до любого человека в любой точке мира в любое время. Теперь израильтяне похожи на бандитских жестоких клоунов и больше никому не страшны. Они вызывают кошмар и отвращение, но не внушают страх и трепет, как раньше. Ощущают ли израильтяне эти перемены? Видят ли они эти изменения в своем имидже и понимают ли его? — В целом, картина неоднозначна. С одной стороны, евреи говорят себе, и я разговаривал с людьми там, и читал об этом много раз: «Представьте, что произошло бы, если бы Хезболла с Хамасом скоординировали совместную атаку на Израиль 7 октября, как бы поступил Израиль? И мы все ещё говорим не о двух обычных армиях, а о двух партизанских армиях – без самолетов, танков, надлежащей артиллерии и так далее. Наверное, Израиль не является непобедимым, он не функционирует». С другой стороны, израильтяне пытаются создать новую историю героизма в тумане того, что мы все не знаем, что именно произошло 7 октября. Я не думаю, что это удержится, это не выглядит правдоподобно. Опять же, вы должны помнить, что с этой реальностью сталкиваются люди, которым поколение за поколением внушали определённую идеологию. Это становится своего рода частью их ДНК или менталитета, по-арабски это называется «аклиа» (рациональный ум). Это мировоззрение, что все подобное происходит из-за антисемитизма, из-за того, что все вокруг ненавидят евреев. Мысль о том, что это ужасный период, евреи здесь не причём, это делают с израильтянами, потому что такова судьба евреев на протяжении всей истории. Я думаю, что некоторые все же начинают сомневаться, насколько эффективны подобные идеи. Помню, люди были крайне удивлены, когда я разговаривал с аудиторией в Австралии и других странах. Недавно Би-би-си признала: большинство израильтян смотрят новости только из израильских СМИ. Они действительно не видели ничего другого, надо это понимать. Они не видели ни одной фотографии из Газы, рассказывающей о страданиях жителей, ни одной фотографии за последние полгода. И я знаю, что у них есть доступ к другим альтернативным СМИ, или даже достаточно посмотреть основные СМИ на Западе, чтобы иметь некоторое представление. Но они ничего не знают, да и не хотят знать. © Copyright: Владимир Денисов 3, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|