В. Шевелев Эксперимент Вселенная 25

Владимир Денисов 3: литературный дневник

О жизни без стресса, Эксперимент Вселенная-25
Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом;;.


Владимир Шевелев b17.ru


Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века. В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества. В результате многочисленных опытов над колониями грызунов Кэлхун сформулировал новый термин, «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в условиях перенаселения и скученности.


Свой самый известный эксперимент, заставивший задуматься о будущем целое поколение, он провел в 1972 году совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH). Целью эксперимента «Вселенная-25» был анализ влияния плотности популяции на поведенческие паттерны грызунов.


Кэлхун построил настоящий рай для мышей в условиях лаборатории. Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем.


Однако такого количества мышей никогда в баке не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей.


Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь бака четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Период освоения Кэлхун назвал фазой "А", однако с момента рождения первых детенышей началась вторая фаза "B".


Это стадия экспоненциального роста численности популяции в баке в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней, что ознаменовало собой вступление в третью фазу "C". В этот момент в баке проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь.


Стало физически меньше места, чем было ранее.


Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в баке. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли. Хотя периодически они нападали либо на других особей из общества «отверженных», либо на любых других мышей.


Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.


Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза "D" или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.


Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».


Предвидя подобную катастрофу, Д. Кэлхун при помощи коллеги доктора Х. Марден провел ряд экспериментов на третьей стадии фазы смерти. Из бака были изъяты несколько маленьких групп мышей и переселены в столь же идеальные условия, но еще и в условиях минимальной населенности и неограниченного свободного пространства. Никакой скученности и внутривидовой агрессии. По сути, «красивым» и самкам-одиночкам были воссозданы условия, при которых первые 4 пары мышей в баке экспоненциально размножались и создавали социальную структуру. Но к удивлению ученых, «красивые» и самки-одиночки свое поведение не поменяли, отказались спариваться, размножаться и выполнять социальные функции, связанные с репродукцией. В итоге не было новых беременностей и мыши умерли от старости. Подобные одинаковые результаты были отмечены во всех переселенных группах. В итоге все подопытные мыши умерли, находясь в идеальных условиях.


Джон Кэлхун создал по результатам эксперимента теорию двух смертей.
«Первая смерть» — это смерть духа. Когда новорожденным особям не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», то наметился недостаток социальных ролей в идеальных условиях с неограниченными ресурсами, возникло открытое противостояние взрослых и молодых грызунов, увеличился уровень немотивированной агрессии. Растущая численность популяции, увеличение скученности, повышение уровня физического контакта, всё это, по мнению Кэлхуна, привело к появлению особей, способных только к простейшему поведению. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей только ели, пили, спали, ухаживали за собой. Мышь — простое животное, для него самые сложные поведенческие модели — это процесс ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и детенышей, участие в иерархических социальных группах. От всего вышеперечисленного сломленные психологически мыши отказались. Кэлхун называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов «первой смертью» или «смертью духа».


После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».


Однажды Кэлхуна спросили о причинах появления группы грызунов «красивые». Кэлхун провел прямую аналогию с человеком, пояснив, что ключевая черта человека, его естественная судьба — это жить в условиях давления, напряжения и стресса. Мыши, отказавшиеся от борьбы, выбравшие невыносимую легкость бытия, превратились в аутичных «красавцев», способных лишь на самые примитивные функции, поглощения еды и сна. От всего сложного и требующего напряжения «красавцы» отказались и, в принципе, стали не способны на подобное сильное и сложное поведение. Кэлхун проводит параллели со многими современными мужчинами, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но с уже умершим духом. Что выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением. Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления — это «первая смерть» по терминологии Джона Кэлхуна или смерть духа, за которой неизбежно приходит вторая смерть, в этот раз тела.


Кстати, если у вас остался вопрос, почему эксперимент Д. Кэлхуна назывался «Вселенная-25», то была двадцать пятая попытка ученого создать рай для мышей, и все предыдущие закончились смертью всех подопытных грызунов…


Эксперимент Кэлхуна. Проблемы интерпретации


Александр Ивашкевич Проза.ру


Это и про коммунизм.


Мы все видим и слышим об экологических проблемах, связанных с неограниченным ростом численности людей на Земле. Это и загрязнение окружающей среды, ведущее к разрушению естественных экосистем и нехватка пищи, воды и рост преступности, нищеты, эпидемий... "Выносливость" нашей планеты не безгранична и находится в прямой зависимости от количества людей, качества жизни человечества в целом и каждого индивида по отдельности (см. "экологический след").
Неограниченный рост численности населения, очевидно, приведёт к таким же негативным последствиям как и "эффект массы" и "эффект группы" для неразумных живых существ в природных экосистемах.
Эффект массы для организмов вызывается изменениями в среде их обитания, происходящими при чрезмерном увеличении численности особей и плотности популяции.
Как правило, эффект массы отрицательно сказывается на плодовитости, скорости роста, длительности жизни животных.
Например, при развитии популяции мучного хрущака в мешке с мукой, постоянно накапливающиеся продукты метаболизма, экскременты, линочные шкурки приводят к ухудшению качества муки как среды обитания, падению плодовитости, повышению смертности и гибели всей популяции жуков.
Эффект группы - это влияние группы как некой целостности и числа особей в ней на поведение, физиологию, развитие и размножение, вызванное восприятием присутствия особей своего вида через органы чувств. Проявляется как психофизиологическая реакция отдельных особей на присутствие рядом других особей своего вида.
До определённого количества особей и плотности популяции этот эффект имеет положительное проявление в ускорении темпов роста численности животных, повышении плодовитости, более быстром образовании условных рефлексов, повышении средней продолжительности жизни индивидуума. Многие насекомые (сверчки, тараканы, саранчовые и др.) в группе имеют более интенсивный, чем при жизни поодиночке, метаболизм, быстрее растут и созревают. Например, превращение кузнечиков в саранчу...
В природе эффекты группы и массы чаще всего проявляются одновременно. Исключительно важную роль групповые и массовые эффекты играют в динамике численности популяций. Эта закономерность формулируется как принцип Олли: для каждого вида животных существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции.
Такими вопросами занимается "этология" - наука, изучающая поведение животных, в том числе людей, в различных условиях.
Например, весьма интересно узнать (в свете возможных будущих космических экспедиций на другие планеты), что произойдёт с определённой группой людей, если они окажутся в условиях, позволяющих полное удовлетворение всех их материальных (физиологических) потребностей в течении нескольких поколений?
Понятно, что провести такой эксперимент с людьми довольно трудно, а точнее просто невозможно, поскольку научно значимые выводы можно сделать только при условии наблюдения за несколькими поколениями людей (думаю не меньше 5-7), проживающих в одинаковых условиях. На это потребуется лет 200-300.
Поэтому подобные эксперименты проводят над животными.
Наиболее интересные и показательные опыты с грызунами проводил американский этолог Джон Би Кэлхун в сороковые-семидесятые годы прошлого века. Он изучал поведение серых крыс в естественных и искусственных условиях. Был подтверждён принцип или эффект Олли (1931 год). Для каждого вида существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции. Как перенаселенность, так и недоселенность (или отсутствие агрегации) могут оказывать неблагоприятное влияние. Степень кучности (как и общая плотность), при которой наблюдается оптимальный рост и выживание популяции, варьирует в зависимости от вида и условий.
Но, кроме этого, эксперименты Кэлхуна выявили и ряд иных эффектов в поведении животных при максимально комфортном совместном проживании в ограниченном пространстве.
Наиболее известный и даже знаменитый эксперимент Кэлхуна был поставлен в 1968 - 1972 годах на мышах. В этом эксперименте под условным названием "Вселенная 25" (по порядковому номеру проводимых Кэлхуном опытам) 4 пары мышей были помещены в проволочный загон с 256 отсеками (ящиками-гнёздами) по его периметру, каждое из которых могло быть жилищем для 15 мышей (ранее в своих опытах Кэлхун определил, что оптимальное количество грызунов проживающих совместно, в группе составляет 12-13 особей). То есть в загоне могло свободно и комфортно разместится 3840 особей. Воды и еды для мышей было достаточно. Имелся материал для строительства гнёзд. Для проживания мышей были созданы идеальные условия: температура, влажность, освещённость, гигиена, отсутствие врагов другого вида. Но, почему-то предельная численность мышиного сообщества не превысила 2200 особей (на 560 день) после чего стала сокращаться до полного вымирания. Почему так произошло? Главный вопрос этого эксперимента!
Исследователи бытия мышей в данных условиях выделили четыре стадии развития социума: период освоения территории (стадия А), стадия экспоненциального роста численности (стадия В): с момента рождения первых детёнышей происходил экспоненциальный рост численности - число мышей удваивалось каждые 55 дней. С 315 дня темп роста популяции мышей существенно снизился - количество мышей удваивалось лишь каждые 145 дней. Этот период существования сообщества экспериментаторы назвали "стадией С". Всего стало 620 мышей и была замечена определённая социальная иерархизация: старые и сильные особи разместились в отсеках (гнёздах) по периметру, а молодняк-самцы, были вытеснены к центру загона. Появились лидеры и их группировки и те, кто не вписался в сложившуюся иерархию: изгои. На "отверженных" мышах наблюдались следы укусов, кровоподтёки, залысины на теле... Они проявляли психические отклонения: чрезмерная агрессивность или пассивность. Мыши в таких идеальных условиях жили гораздо дольше, чем в естественных условиях и молодняку просто не хватало места для реализации своих социальных ролей. Беременные самки стали проявлять неадекватную агрессию, которая проявлялась и по отношению к своим детёнышам. Они иногда убивали своих детёнышей забирались в дальние гнёзда и отказывались спариваться.
Кэлхун с сотрудниками обозначили эту стадию существования "мышиного рая" как фазу D или стадию смерти. Шёл 3-й год развития...
На этой стадии наблюдалось появление ещё одной группы самцов - они избегали конфликтов, не вступали в борьбу за самок и территорию, не стремились спариваться, а только ели, спали и чистили свою шёрстку. Кэлхун назвал таких самцов "красавцами". На них не было ран и шрамов, они избегали социальной мышиной жизни... Как и самки-отшельницы.
Несколько таких особей самцов и самок поместили в отдельные загоны с идеальной обстановкой. Но и там эти мыши не пытались спариваться... Просто ели, пили и спали... Полная потеря пассионарности!
На основе своих наблюдений Кэлхун и его сотрудники пришли к выводу: идеальные условия среды обитания не гарантируют сообществу существ (популяции) постоянного процветания. При достижении определённой плотности (количество особей на единицу площади) и заполнении всех социальных ниш в иерархической структуре сообщества (исполнение определённых социальных ролей) неизбежно возникает прослойка, каста особей, число которых постоянно возрастает, для которых характерно максимально примитивное поведение замкнутое только на себя: удовлетворение инстинктивных потребностей в еде и отдыхе. Этим ограничиваются все их "интересы". Угасают инстинкты размножения и исполнения социальных ролей. Это ведёт к распаду биологических и социальных связей и, соответственно, к деградации и вымиранию сообщества (популяции) в целом.
Поведение заботящихся только о себе мышей-одиночек Кэлхун назвал "смертью духа" или "первой смертью", подразумевая под второй "смертью" смерть тела. "В результате "первой смерти" значительной части популяции вся колония обречена на вымирание в условиях "рая" - констатировал Кэлхун. На 1780 день (4,88 года продолжения эксперимента) после начала эксперимента умер последний обитатель мышиной утопии.
Ну и как следует интерпретировать, понимать, трактовать, осмыслять результаты данного эксперимента? На этот счёт имеется много различных мнений. Привожу своё. На базе строгой научной методологии.
Опыты Кэлхуна - это классическое экспериментальное моделирование биологических процессов на уровне популяции. А любое "моделирование" подразумевает учёт только вполне определённых обстоятельств и условий и игнорирование других. Создается некое "идеальное" состояние (как, например, "идеальный газ" или идеально "чёрное тело") некоторой ситуации. Модель для эксперимента. Это не полностью адекватное воспроизводство всех факторов влияющих на существование популяции в природе, а лишь выделение и фиксация нескольких наиболее значимых с точки зрения исследователя состояний при прочих равных условиях.
Так что давайте будем рассматривать этот идеальный эксперимент как физический и химический над живыми организмами и их объединениями.
Физические и химические эксперименты обычно ставят для проверки или доказательства какой-либо гипотезы, идеи, теории, предположения, концепции относительно чего-либо... При этом отсекаются, нивелируются различные "мешающие факторы" и выделяются в фиксируемом, наблюдаемом качестве какие-то основные, главные параметры и свойства. Например, фиксируется постоянная температура (или её интервал), давление, объём, концентрация, влажность, освещённость и др. И рассматривается отклик изучаемой системы (поверхностное натяжение, плотность, твёрдость, показатель преломления и др.) на производимое воздействие.
Есть ещё и так называемые многофакторные эксперименты, когда одновременно изменяются несколько параметров воздействия на систему и затем анализируется вклад каждого из них (математическое планирование эксперимента).
Опыты Джона Кэлхуна поставлены по подобной методологии: фиксируются наиболее значимые факторы, влияющие на мышиную популяцию в естественных, природных условиях и выделяются для рассмотрения ряд переменных. В данном случае изучалось влияние плотности популяции мышей на их поведение в условиях ограниченного и изолированного пространства.
Для правильной трактовки эксперимента Кэлхуна следует понимать чего лишены мыши в условиях проведения данных опытов по сравнению с их естественной средой обитания. В естественной природной среде популяция мышей занимает свою определённую нишу в конкретной экосистеме. И в такой экосистеме популяция мышей (и всех других обитателей данной экосистемы) является, частью, элементом конкретной трофической (пищевой) цепи и сети. И в этих экологических обстоятельствах на популяцию мышей влияют различные конкретные абиотические и биотические факторы, характерные для данного места обитания.
Кэлхун с сотрудниками по существу вырвали мышиную группу из своего естественного состояния в составе какой-либо экосистемы. Понятно и очевидно, что при таком извлечении, при такой искусственно созданной изоляции сообщества мышей от влияния естественных экологических факторов воздействия на него, растущая, формирующаяся популяция мышей уже не будет существовать и развиваться по тем же закономерностям, по каким она бы существовала и развивалась в естественных, природных условиях. Поэтому все наблюдаемые особенности существования и развития сообщества мышей и поведение отдельных особей в данных конкретных искусственно созданных условиях эксперимента Кэлхуна нельзя рассматривать как общие закономерности и, соответственно, нельзя на их основе делать обобщающие выводы.
Результаты эксперимента вполне научны и верны только для данных конкретных условий его проведения, обстоятельств смоделированных здесь и сейчас! Не сомневаюсь, что если точно повторить этот опыт, то получатся те же результаты, что и в 1968 - 1972 годах получились у Кэлхуна с его командой.
Но обобщать, расширять результаты этого частного опыта на поведенческие закономерности для всех сообществ живых существ, переносить выявленные особенности поведения мышей в данном локальном эксперименте проведённом в конкретных условиях, на законы сосуществования популяций вообще - это, по меньшей мере, некорректно, а по существу - ошибочно!
Помните ситуацию и коллизию, описанную в романе Уильяма Голдинга "Повелитель мух"? То-то же... Ну и что?
В каждой конкретной естественной экосистеме обитания и развития сообщества мышей поведение мышей будет, очевидно, происходить по своему. В условиях естественной экосистемы мыши имеют возможность уходить с данной территории, а другие приходить на неё. И в таком случае не обязательно будет необходимость для возникновения прослойки "красавцев" и уродок-самок...
Так как же следует адекватно и научно трактовать результаты опытов Кэлхуна?
Рассмотрим условия проведения эксперимента:
1. - Ограниченность пространства.
2. - Отсутствие выхода и входа на территорию любых существ.
3. - Однообразие ландшафта.
4. - Отсутствие особей другого вида и угроз от них.
5. - Отсутствие естественных климатических факторов.
И всё это приводит к Отсутствию возможности у мышей проявлять все заложенные эволюцией инстинкты.
Очевидно, что для полноценного развития и существования особей и популяции в целом необходимо наличие всех экологических факторов, под влиянием которых в своё время сформировался данный вид живых организмов.
Следовательно, для того чтобы не произошло то, что случилось в опытах Кэлхуна с мышами, животные должны иметь возможность для реализации всех имеющихся у них способностей, инстинктов и стремлений, заложенных эволюцией!
У всех существ, обладающих способностью оперировать с получаемой извне информацией (мышление) есть то, что мы называем "любопытством".
Любопытство заложено в таких существах как вид инстинкта для выживания - а вдруг там есть то, что мне сейчас необходимо! Все животные с достаточно развитым мозгом - любопытны! В той или иной степени. Из-за любопытства животные суют свой нос туда-куда не попадя... Мыши явно относятся к таковым животным.
Это эволюционное преимущество. Любопытство. Оно вынуждает живые существа искать и находить новые средства и способы своего существования и выживания.
У каждого достаточно интеллектуально развитого животного по жизни формируются свои "интересы", "пристрастия", "потребности", которые, наряду с генетически заложенными инстинктами и способностями придают каждой особи свою индивидуальность.
Животным, как и людям, необходим определённый набор различных факторов стимулирования их любознательности. И если животные лишены возможности реализации своего естественного инстинкта любопытства, то без этого животные деградируют. Им становится "скучно" и "не интересно" жить. Популяция помещённая в условия дефицита или отсутствия факторов нового не способна к длительному существованию и развитию по естественным законам. С ней будет происходить то, что наблюдал Кэлхун со своими сотрудниками.
В условиях отсутствия активации и удовлетворения всех естественных стремлений живых организмов, у них возникает стресс и атрофируются естественные желания. Нет внешних раздражителей, сигналов - нет активного реагирования!
Что и произошло с мышами Кэлхуна. У них пропал интерес к жизни!
Если есть Бог, то Он создал этот мир и человека из любопытства.
Вот, подвернулась заметка у Вебера, Бернара (Энциклопедия относительного и абсолютного знания. - М.:РИПОЛ классик, 2010.- 288 с.) на стр. 30. Учёный Дидье Дезор из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси поместил шесть крыс в клетку, из которой был только один выход - в бассейн.
Чтобы добраться до пищи, крысам нужно было переплыть этот бассейн. Очень быстро выявились роли крыс: две крысы, которых эксплуатировали, два эксплуататора, один независимый добытчик еды - сам плавал - и одна крыса-изгой. Её все наказывали...
Эксплуатируемые плыли за едой... Эксплуапаторы отбирали у них добытую пищу. Остатки оставляли им.
Независимая крыса сама обеспечивала своё пропитание. Была достаточно сильна и эксплуататоры не лезли в её жизнь.
"Козёл отпущения" не мог сам плавть и защищаться от эксплуататоров. Он просто собирал рассыпавшиеся крошки от еды других...
Такая же катина повторилась в других двадцати экспериментах с крысами. Два эксплуататора, два эксплуатируемых, независивая особь и жертва для бития всеми...
Мудрый Дедье решил кое-что проверить...
Поместил в одну клетку шесть "эксплуатаров" из других экспериментов.
Они дрались всю ночь...
Утром была воспроизведена известная схема: два эксплуататора, два "пролетариата", независивый объект и "козёл отпущения".
А вы говорите, демократия... Блин!


"Как можно жить скучно?" http://proza.ru/2020/01/24/1556
"Экологическая культура" http://proza.ru/2018/02/22/1620



Другие статьи в литературном дневнике: