Выгребная яма

Адвоинженер: литературный дневник

Бурлит дискуссия о "клоачности" современного русского языка. Что это - русофобия или справедливая критика заслуженного филолога.


Думаю, "дамска психология" - поза недовольной миром цацы, раз, вдобавок, салонный, презрительный, но тухловатый плевок в недостойную округу, два, но ни разу не научная критика.
Другое дело, презрения кому, чему.
Русскому логосу-языку или тому, как непрогрессивная, нерукопожатная часть общества реагирует на него лично или его прогрессивные, порой жесткие высказывания - ведь он столько раз говорил, намекал, подсказывал, давал понять неразумным, а они все тупят и тупят - сидят в своем говне и не ведают насколько это противно.
Иными словами, доказательство - те, кто разговаривает и пишет по "быдлячему", являются "быдлом". И поскольку таких, по мнению говорителя, большинство - тут некоторый вздох сожаления - позволительно, более того, уместно указать на "клоачность" в целом. Разумеется, за минусом хорошего русского, который всякий раз демонстрируют рукопожатные Улицкая, Драгунский, Невзоров или Быков.


Очевидно, никакой научности за спорным высказыванием нет - ни аргументауции, ни анализа, ничего. Констатация. И всерьез спорить не о чем. Только этичность.
Давняя сага-война "либералов" с "консерваторами". Стороны, мягко говоря, недолюбливают друг друга. И в контексте недолюбви, миллионов предшествующих упреков, все довольно просто.


- Ты говно!
- Нет, ты -говно"
- Ты даже на говно не похож!
- Кто, я на говно не похож!?


Спор, пусть горячий, но пока "рамочный" - без незаконных призывов и уголовно наказуемых оскорблений. Свара, склока. Полнейшая несдержанность - так давно переступили черту. И красную, и белую. К сожалению, не красит. Совсем. Более того, чернит, злит и чешет руки.
Но стоит ли игра свеч и нужно ли метать бисер перед свиньями. Идет ли битва за умы и сердца или это буря в стакане воды.


Ответить безусловно стоит - хотя бы указав на потерю стиля, лица. Несдержанность, невежливость, двусмысленность, в конце концов. По чисто конкретно формальным признакам. Неприлично, некомильфо. Можно и руки не подавать - хотя и так не подают.
Стоит ли раскладывать высказывание, делать строгий анализ, искать состав преступления - много чести, раз, и, второе - это утемнит очевидность.


Но нужно ли вешать ярлык "русофоба" - вопрос. И что считать русофобией.
Если это исключение себя-хорошего из общей русско-российской истории, то да, она, но как общая тенденция. Сказал, не сказал, раз считаешь себя частью иной истории, человеком, случайно заброшенным на "грязную планету диких обезьян", русофоб.
Если хотел подразнить, обратить на себя внимание, вызвать шквал страстей - избыточно демонстративный, в лучшем случае, неуместный полемический прием. Хочет схлестнуться, хотя может и получить.
А если часть давно задуманной и планомерно воплощаемой чужестранной стратегии по дестабилизации общественного согласия-порядка, разжиганию розни, боже упаси, - провокация, диверсия, третье.


Когда прочел "клоачность", засвербило. Глупо, несправедливо, мерзко, но, в конце концов, в большей степени говорит о говорителе, чем о предмете. Поэтому не обязательно обзываться в ответ, хотя очень хочется - хлестко, саркастически, с ярлыками.
Чесс говоря, до "клоачности" не знал об авторе ничего. Теперь хлебнул, сплюнул и пошел дальше. Бог ему судья, "русские" и не такое переживали. Два дня погалдят-погалдим и забудут-забудем. Махнем рукой. В детстве прилетело бы в табло, и дело с концом. Сразу бы громко полюбил.


Но как консервативному русскому еврею, сталелитейному, провинциальному, говорящему и пишущему только по-русски и с большим удовольствием, любящему русскую речь, литературу, философию, и вообще русско-говоряще-пишущих-думающих близких и дальних, считающему русский язык выдающимся культурно-историческим феноменом, мне неудобно, неловко и немножко стыдно.
Вместо умного, вкусного, изящного разговора о состоянии языка, его недостатках и прелестях, сленгах и жаргонах, заимствованиях и колонизации, полезла выгребная яма. Недостойно человека, живущего словом и со слова, кстати сказать, русского.
Это как мне-адвокату плеваться в право, закон и суд - кусать руку дающую.


Ладно, живы будем - не помрем, профессор, помидорку передай...



Другие статьи в литературном дневнике: