Советский писатель и читатель

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Чем произведения советских и многих нынешних российских писателей отличаются от произведений их зарубежных коллег? Иностранцы (разумеется, те, чьи книги высокого класса)пишут о том, что волнует большинство людей, независимо от того, в какой стране они живут. Об общечеловеческих ценностях.
"Наши" книги как будто бы тоже о них. Однако они настолько привязаны к деталям именно конкретной страны, - раньше Советского Союза, а теперь России -, что неизбежно делает их "местечковыми", малопонятными для зарубежного читателя.
Неудивительно, что за рубежом до сих пор "привязаны" главным образом лишь к классикам "старой" русской литературы - Чехову и Достоевскому, а классик пролетарской литературы Максим Горький так и остался непонятым, хотя в свое время издавался за рубежом.
Наполненная идеологией советская литература воспитала и особого, советского читателя. А под него, в свою очередь, подстраивались и новые поколения советских писателей. И разорвать этот порочный круг оказалось непросто. Ибо, как бы не казался сам себе продвинутым и "новым" бывший советский писатель,прежняя жизненная психология никуда не делась, она в нем живет, даже вопреки его желанию.
Эти мысли у меня еще больше укрепились после прочтения двух книг Э.Радзинского "Иосиф Сталин. Апокалипсис от Кобы". Для советского читателя,- а таких еще много на просторах бывшего СССР,- они, видимо, будут интересны, хотя для сведущих в истории людей никакой новой информации в себе не несут. Написаны книги живо, легким, я бы даже сказала, элегантным, русским языком.
Труд Радзинским затрачен колоссальный. И, конечно, писатель рассчитывает на широкий читательский интерес. Но будет ли читать его молодежь, родившаяся в постсоветское время? И уж тем более зарубежный читатель? Книги Радзинского рассчитаны на сведущего читателя, который не только знает, кто такой Сталин, но и о революции семнадцатого года, о репрессиях тридцатых годов. А много ли таких среди нынешней молодежи?
Безусловно, какие -то отрывочные знания она имеет о событиях той эпохи, но их недостаточно, чтобы понять, о чем пишет Радзинский. А пишет он так, как будто все само собой разумеется и не требует пояснений. Так что даже начинаешь испытывать жалость, что такой громадный труд писателя не оправдывает себя.



Другие статьи в литературном дневнике: