За неделю до нового, 2013 года, израильские археологи преподнесли сенсацию:обнаружен храм, возведение которого можно датировать девятым-десятым веком до нашей эры.
Обнаружили его на месте строительства нового участка дороги, связывающей Иерусалим с Тель-Авивом, недалеко от Иерусалима, в районе Тель-Моца.
Чем дальше уходит время от библейских времен, тем чаще открываются археологам свидетельства, которые подтверждают то, о чем сказано в Библии, и за последние десятилетия израильские археологи сделали немало сенсационных открытий, которые наглядно опровергают скептиков, утверждающих, что все, о чем повествует Библия,- выдумки.
Списывать успехи археологов на удачу, или во всяком случае, только на нее, не следует. Здесь налицо упорство и Божий промысел, ибо, видимо, настало время приоткрыть людям больше свидетельств о той, древней эпохе,- как периода завоеваний израильтянами земли Ханаанейской, Судей, так и первых Царей.
И обнаружение археологами древнего и явно языческого храма, хотя они прямо об этом не говорят, но о чем свидетельствуют найденные в нем статуэтки неких божеств и зверей, которым поклонялись верующие, говорят сами за себя.
Свидетельствует об этом и архитектура самого храма, которая, по мнению ученых, очень напоминает те, что строились тогда в других местах Ближнего Востока. В частности, вход в храм был с востока, и входить в него надо было тогда, когда поднималось солнце, чтобы он был освещен изнутри и свидетельствовал о божьем присутствии.
В девяностые годы прошлого столетия в этом районе уже обнаруживались различные строения и складские помещения, но "появление" храма - это, разумеется, нечто совершенно особое, подобного открытия у израильских археологов еще никогда не было.
Полагают, что некогда на месте современной Тель-Моцы было поселение колена Вениамина, которое называлось просто Моца. Не знаю, что означало это слово в древности, но в сегодняшнем словаре это слово переводится на русский язык как "выведенный (человек), вынесенный, вывезенный" и - "опорный пункт, укрепленная позиция".
Скорее всего, более подходящее для поселения второе значение. Но главное, на мой взгляд, все-таки в другом, но археологи, разумеется, не станут говорить об этом вслух, чтобы не подвергнуться остракизму со стороны ультраортодоксов. Существует устойчивый миф, что евреи, в отличие от других народов, сразу приняли идею единобожия. Но Библия - книга без прикрас. И она свидетельствует, что это далеко не так, и даже - совсем не так.
Апофеозом стало отделение северных колен после смерти Соломона и их отказ от Иерусалимского храма. У них были свои культовые учреждения - в Вефиле и Дане.
С коленом Иуды, согласно Ветхого Завета, осталось лишь колено Вениамина (хотя на самом деле, это далеко не так, но это другой разговор). По идее, Иерусалимский храм должен был остаться единственным, где бы оба колена встречались с Богом. И тем самым отличаться от северных собратьев, которые кадили другим богам.
Но из Библии же мы узнаем, что и в Иудейском царстве было множество мест, где его жители кадили чужим богам. И вот теперь найден даже большой храм, недалеко от главного, Иерусалимского, построенного Соломоном, в котором не северные колена, а колено Вениамина поклонялось языческим богам.
О чем это свидетельствует? О том, что в сущности человечестве развивалось в основном по схожему сценарию, и что поклонение разным богам - стихии, дождя, ветра, урожая и т.д.,- было естественным и неизбежным. И то, что древние израильтяне в этом отношении не отличались от других народов, повторюсь, естественно, и следовало бы признать этот факт, а не объяснять пагубным влиянием ханаанеев и обвинять в измене своему Богу. До своего Бога еще надо было дорасти.