Кривое зеркало

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Каждый, кто учился в советской школе, помнит, что они непременно должны были прочесть (или хотя бы "ознакомиться") со статьей Ленина "Лев Толстой как зеркало русской революции". Акцент учителя делался на обличение Толстым буржуазного общества. В ту, советскую пору, любое произведение трактовалось и должно было восприниматься исключительно с идеологической точки зрения.
Именно в такое зеркало мы должны были смотреться. Неудивительно, что все в нем нам виделось не в истинном, а в кривом свете. Но мы этого не знали и воспринимали увиденное и услышанное как само собой разумеющееся, ибо ничего другого мы не видели и не знали.
Но вот недавно я перечитала статью Ленина и с удивлением увидела, что, несмотря на свою суперидеологичность и привязку Толстого к революции, многие мысли и оценки Ленина оказались созвучны моим! Я имею в виду прежде всего характеристику Лениным Толстого как личности. Он действительно очень точно и убедительно показывает всю противоречивость Толстого как человека, его действий, пропасть (и нередко, весьма глубокую) между тем, что он проповедовал и как - поступал на деле.
Я обратилась к статье Ленина не случайно. С некоторым временным интервалом я прочла две книги о Толстом. Одна, на основе архивных данных, была написана одним литературоведом в середине двадцатых годов прошлого века, вторая - мемуары Татьяны Кузьминской, младшей сестры жены Толстого. И все время, пока я читала их, в голове вертелось название статьи Ленина, кроме которого в памяти ничего не сохранилось.
При этом я была убеждена, что Ленина главным образом интересовали религиозные взгляды Толстого, которого из-за них его отлучили от церкви. Ведь советская власть была самой антирелигиозной.
Меня же поражало, когда я читала о Толстом, то, каким он был необузданным в своих страстях, и насколько тяжело было и ему самому, и особенно тем, кто жил с ним рядом.
Этот человеческий аспект в советское время совершенно не принимался во внимание, о нем не говорили, что и неудивительно. Ведь с точки зрения советских идеологов зеркало должно было быть незамутненным, и даже кривое выглядеть прямым.



Другие статьи в литературном дневнике: