Пошлое время

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Конца света- материального - не случилось. Но духовный паралич давно наступил. Разговоры в основном о деньгах; по телевидению, и, видимо, не только российскому, бесконечные сериалы об изменах, убийствах, предательствах. Где хоть одна передача, дающая пищу уму, способствовавшая работе мысли, духовного просветления?
А ведь когда-то миллионы граждан приникали к экранам телевизора, слушая беседы академика Лихачева. Какое было пиршество мысли!
Теперь в качестве "пиршества" предлагают Высоцкого, отдав в день его 75-летия чуть ли не весь день на первом канале. На Высоцком беззастенчиво делают деньги, упаковывая свою корысть в якобы любовь к нему. Сколько можно?
Но жадности предела нет. И каким будет мир через каких-нибудь двадцать лет, если не случится чудо и жажду наживы не сменит жажда знаний, не трудно представить. Но духовная жажда не рождается сама по себе, ее надо воспитывать. В России в прошлых веках всегда были подвижники, которые прекрасно понимали это. Один из них - Флорентий Павленков (1839-1900 годы). В 27 лет он, служивший в конной артиллерии, вышел в отставку и создал издательство, чтобы печатать книги "для простого народа".
Я прочла не одну книгу из основанной им серии "Жизнь замечательных людей", и каждый раз восхищаюсь именно издателем. Ведь какой надо было иметь кругозор, чтобы издать сотни книг о великих философах, писателях, художниках, подобрав таких авторов, которые писали увлекательно, живо, просто, но не упрощенно.
Как отличается эта серия от той, что издавалась в советские годы. В советской серии выходили тома, отягощенные идеологией, приукрашивающие своих героев, делающих из них икону, а не живого человека.
В серии Павленкова очерки невелики, но как богаты материалом, как мастерски поданы они, - так, как будто ты провел время рядом с тем, о ком повествование. Очерки так и названы - "биографическими".
После смерти издателя, по его завещанию, за десять лет было отдано для создания провинциальных библиотек две тысячи книг.
Есть ли сегодня такие бескорыстные люди и подвижники?
Все дело не во времени, оно и в годы жизни Павленкова было малорадостным. За речь на похоронах критика Писарева его заключили в Петропавловскую крепость. Потом, правда, вскоре выпустили.
В следующий раз "за вольнодумство" его отправили в ссылку на пять лет.
Лишний раз убеждаешься, что человек, если он не болен жаждой наживы, может многое сделать в любое "пошлое" время.



Другие статьи в литературном дневнике: