Всегда считалось, что правду о войне может рассказать лишь тот, кто в ней участвовал. Однако вспомним встречи советских ветеранов с молодежью:все их рассказы были похожи друг на друга, словно они воевали на одном фронте.
Потом появилась литература так называемой "окопной правды", и именно благодаря ей мы узнали о войне то, о чем нередко умалчивали ветераны, потому что они считали, что надо говорить о героизме, а не о боли, крови и поте, ранениях и потерях.
Парадоксально, но о войне правдивее всего рассказывает именно художественная, а не документальная литература, и классический пример этого - "Война и мир" Толстого. Хотя, казалось бы, должно было быть наоборот.
Но парадокса здесь на самом деле нет. Потому что только художник может влезть в душу человека, распотрошить ее и вывернуть наизнанку, а без ее участия любые события скучны, статичны, а то и вовсе мертвы.
И, может быть, именно поэтому уже не важен возраст писателя, а то, как сумел он проникнуть в души своих героев, хотя когда это делает тот, кто годится во внуки воевавшим в годы Второй мировой войны, не можешь не поразиться:как ему это удалось?
К такому редкому произведению относится роман Джонатана Литтелла "БЛАГОВОЛИТЕЛЬНИЦЫ".
Предки Джонатана носили фамилию Лидские, что свидетельствовало о их происхождении из польского, а ныне белорусского города Лида. Сам Джонатан родился в Нью-Йорке в 1967 году, но вырос во Франции. А повествование в романе ведется от имени немца, оберштурмбанфюрера Макса Ауэ, и перед глазами встает широкая панорама войны, - на территории Украины, Кавказа, Сталинграда, самой Германии и стран - ее союзниц.
В нем действуют и конкретные фашистские бонзы из высшего руководства, и написавший к роману послесловие Сергей Зенкин почему-то решил, что в связи с этим у читателей романа возникнет ассоциация с фильмом "Семнадцать мгновений весны".
На самом деле, такая мысль даже не приходит в голову, и странно, что она пришла ему, потому что роман вовсе не о трудной работе разведчика. Если бы он был об этом, не стоило бы о нем и вспоминать, ибо в таком подходе не было бы ничего нового.
Нет, роман - о тупой и безжалостной нацистской машине, которая, запустившись, механически продолжает крутиться даже тогда, когда ее действия бывают бессмысленны, и даже когда явно виден крах Германии. Но раз было приказано, нельзя нарушать однажды заведенный порядок,- и машина продолжает свою жуткую работу.
Эта механичность и бездумная исполнительность немцев - от низов до верхов,- особенно в решении "еврейского вопроса", показаны столь реалистично, что не просто испытываешь отвращение к ним, но и не перестаешь удивляться тому, что вся нация оказалась такой. И с нетерпением и даже со злорадством ждешь, когда им воздастся за это.
А когда воздается, они начинают возмущаться, в частности, воздушными налетами британских самолетов на немецкие города, и рассуждают о том, что после войны надо будет Британии предъявить претензии!
На Западе, да и не только там, но и, к сожалению, в некоторых странах бывшего СССР, стало модным сравнивать нацизм и коммунизм и ставить между ними знак равенства.
Да, в системе власти Гитлера и Сталина,в их внутренней политике и идеологии, немало схожих, а то и идентичных черт. Но Советский Союз никого не собирался уничтожать и целые народы превращать в своих рабов. Эта людоедская теория была свойственна лишь нацистской Германии Гитлера. Уничтожить евреев, потом поляков, русских загнать в Сибирь, земли самые плодородные у них отобрать, отдать немецким колонистам...
И все это приветствовалось и одобрялось народом Германии, а потому и стал возможен нацизм, приход к власти Гитлера. Немцы готовы были жить за чужой счет и считали это и возможным и оправданным.
Джонатан Литтелл показал это через внешне как будто "обыкновенных", а порою даже весьма интеллигентных нацистов, и тем страшнее становится от этого, и чувствуешь, как начинает закипать ненависть к немцам, и со злорадством думаешь, что Эйхману, главному исполнителю приказа фюрера о"решении еврейского вопроса", не удалось уйти от возмездия:израильтяне сумели его разыскать, привезти в Израиль, судить и казнить.
Да, это так, но сколько нацистов осталось безнаказанными? Сколько новых выросло в той же Германии? И не только в ней? Они вряд ли станут читать роман Джоната Литтелля...