Авторитет свидетеля

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Исследователям исторических событий разных эпох, похоже, трудно быть объективными:на них давлеют кем-то однажды установленные авторитеты, к чьему мнению прибегают как к последней и незыблемой инстанции.
К примеру, особенно часто прибегают к мнению Иосифа Флавия, поскольку он был не просто свидетелем, но и участником тех событий, о которых он пишет. И почему-то совсем (или почти совсем) не принимают во внимание, насколько необъективен и предвзят он был, излагая события. Ведь ему, с одной стороны, надо было оправдать свое предательство перед собственным народом, а, с другой, угодить римлянам, которым сдался.
Еще в большей объективности Флавияле усомняешься, когда читаешь его книгу о своем народе. Желая подольститься к нему, он много написал лестного, но малоправдивого.
Тем не менее, к его свидетельствам прибегали и прибегают историки разных эпох, и немало копий сломано по одному, весьма важному для христиан, фрагменту, где он упоминает о Христе. Одни считают этот фрагмент кем-то вставленным позже, другие - самим Флавием.
Все эти ссылки, как на Флавия, так и на Тацита, и других известных древних авторов, упоминавших Христа, на самом деле мало что стоят. Никто из них никакими новыми свидетельствами о Христе не располагал, и чаще всего предположения или размышления одного богослова и философа становились основанием для размышления другого, живущего в последующем веке или веках.
Обо всем этом не стоило бы заводить разговор,- ибо в этом ничего нового нет,- если бы не странная тенденция, существующая среди ряда исследователей:отрицать правдивость Евангелий, спорить об их подлинности.
Уже то, что они пережили века, что ничего того, что могло хоть как-то оспорить их, а тем более противостоять им, не создано. И не могло быть создано. По одной простой причине:кто, кроме Апостолов и других последователей Христа, интересовался Его личностью до тех пор, пока христианство не стало официальной религией римской империи?
Тут-то и стали возникать всякие побасенки и сочинительства, и ссылки на труды друг друга, но никто и близко не приблизился и не мог приблизиться к свидетельствам тех, кто был рядом с Ним и рассказал о Нем.
Разумеется, личность Христа такова, что о Нем хочется знать, как можно больше. Поэтому и готов хвататься за всякое, будто бы правдивое свидетельство.
Но пора смириться с тем, что только Евангелия были, есть и остаются истинными свидетельствами о Нем.



Другие статьи в литературном дневнике: