Когда берешь читать книгу незнакомого автора, особенно в жанре документальной прозы, стоит заранее познакомиться с его биографией. Тогда ответы на возникшие при чтении многие недоуменные вопросы были бы даны сразу.
Например, те, которые возникают при чтении книги Александра Широкорада "Матильда Кшесинская". Имя этого автора ни о чем мне не говорило. А внимание его книга привлекла именем героини. Подумалось, что Широкорад, вероятно, литературовед, и он нашел какие-то новые документы о жизни выдающейся балерины, о чем и решил поведать читателям.
Однако уже первая, вводная глава удивила. "Матильду сделало знаменитой ее время,- "солидно" заявляет автор. И объясняет свою задачу:"Хочу рассказать о Матильде Кшесинской в контексте её времени".
А как вообще можно о ком-то рассказывать вне "контекста времени"?
Оказывается, у автора свое понимание этого "контекста". Нет, он, конечно, вынужден говорить о таланте балерины, но упор он сделал на её амурных делах, высказывая при этом свое критическое суждение, и так, будто речь идет о его современнице.
В конце повествования Широкорад делает "убойный" вывод:"Итак, сейчас всё осталось, как и сто лет назад. Имя Кшесинской ассоциируется с деньгами, кладами, интригами, внебрачными уже не детьми, а правнуками, и прочая, и прочая".
И кто же он этот "знаток" Кшесинской? Оказывается, военный специалист, автор книг по военной технике, в частности, артиллерии.
Но ему не чужд интересен к истории России, хотя его книги на эту тему, судя по отзывам, "критикуют за вымысел и вторичность".
Судя по всему, критика эта не смущает Широкорада, что и доказывает его опус о Кшесинской. В нем он рассказ о ней перемежает страницами о том, как она вместе с одним из великих князей Романовых якобы способствовала воровству и коррупции в военном ведомстве, приводя цифры, сколько, к примеру, не досчиталась Россия перед Первой мировой войной артиллерии.
В общем вступил на привычную стезю, но, поняв, насколько скучно это читать, поместил целую главу об этом в приложение книги.
Да уж - "оригинальнее" некуда:Кшесинская и артиллерия! Мало этого, на обложке книги под заглавием "Матильда Кшесинская" крупно выведено "Русская Мата Хари". Как бы делая намек на то, что Кшесинская могла быть и шпионкой.
Зачем сапожник принимается печь пироги? Наверно, он настолько честолюбив, что не замечает своей творческой беспомощности и думает, что он - большой мастер.
Теперь, если мне на глаза попадется какая-нибудь книга этого автора, обойду её стороной, даже побрезговав взять её в руки.