Потери на длинном пути

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Прочтя аннотацию к этой книге(Томас Костейн. Серебряная чаша), подумала:а стоит ли читать? Не окажется ли роман похожим на "Бен Гура" Лью Уоллеса? Слава Богу, не только - нет, но и во многом он сильнее "Бен Гура", и многоплановей, хотя события в обоих произведениях относятся к первому веку, времени становления христианства.
Костейн рискнул даже изобразить "главных" Апостолов - Петра, Павла, Иоанна, а также врача и летописца Луку. Они настолько органично вплетены в ткань романа, что можно только восхищаться мастерством автора: их воспринимаешь не как литературных персонажей, а как живых людей.
Чувствуешь и отношение автора к ним, который вовсе не идеализирует их, особенно Павла. Мое восприятие этого Апостола схоже с восприятием Костейна, которое, как он не маскирует, чтобы быть объективным, всё равно не скрыть.
Лично я вообще отношусь к этому Апостолу негативно, хотя Церковь его превозносит и всегда ставит рядом с Петром.
Да, заслуга Павла перед церковью велика, ведь именно он создал ее первую в Антиохии. Он привлек к учению Христа язычников и изменил первоначальные правила приобщения к христианству.
Всё это так, но когда читаешь Послания Павла, не можешь отделаться от впечатления, что он уже и сам считает себя не меньше Христа, и не по-христиански жесткий и не терпимый к другому мнению человек, при этом часто нахваливающий себя и требовавший следовать только его указаниям.
Из-за его нетерпимости многие первоначальные христиане отошли от него, он бывал и бит, и часто не имел материальной поддержки.
А еще явно ревновал к Петру и при случае обличал его перед своей паствой.
Конечно, об этих дрязгах Павла Костейн не пишет, да и не в этом была его задача, а в том, чтобы показать, как приходили к вере первые христиане, и на чем зиждилась эта вера.
За этим чувствуются размышления самого автора о вере, иногда они весьма спорны и поверхностны, но всегда - искренние.
"Оселком", если можно так выразиться, на котором строится весь сюжет, является судьба художника Василия и Чаши, из которой пил в последнюю Вечерю Христос с учениками.
Эта Чаша - Святой Грааль - впоследствии послужит основанием для сюжета множества произведений. Некоторые из них довелось читать. Но ни одно не сравнится с романом Костейна:в них много фантазий и выдумок, а Костейн писал, основываясь на реальных исследованиях и фактах.
Он родился в Канаде в 1885 году, работал журналистом, а с 1942 года целиком посвятил себя литературе, и главным образом - исторической.
Американский писатель Лью Уоллес родился в 1827 году(умер в 1905). Я специально указываю даты их рождения, чтобы показать, насколько литераторы того времени ответственно относились к тому, о чем пишут.
Кстати, "Бен Гура" недавно снова экранизировали.
Была экранизирована и "Святая чаша".
Интерес к тому, как зарождалась новая религия, какими они были, первые христиане, никогда не исчезнет. Хотя бы потому, что всегда была и будет потребность понять, что же и почему было утрачено на длинном пути восхождения.
Не только Святая чаша была утрачена. Но и чистая, в чем-то даже наивная, но такая стойкая вера:у многих она превратилась в банальную "обязанность".




Другие статьи в литературном дневнике: