Чужое будущее

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Так вышло, что сначала я прочла книгу Мишеля Уэльбека "Покорность", а, спустя время,- "Мечеть Парижской богоматери:2048 год" Елены Чудиновой. И теперь думаю, что очень хорошо, что я прочла их в такой последовательности. У Уэльбека показана Франция 2022 года, у Чудиновой -спустя двадцать шесть лет. В общем, получается как бы невольное продолжение начатого повествования.
При этом роман Чудиновой издан еще в 2005 году, а Уэльбека - в 2015.
Конечно, о продолжении можно говорить лишь условно, поскольку написаны они разными авторами и в разное время. И тема -Франция становится мусульманской страной - решается авторами по-разному. Но в то же время у Уэльбека речь идет как бы о ее начальном, еще терпимом, если так можно выразиться, периоде исламизации, а у Чудиновой - нетерпимом, насильственном, и многие французы, чтобы не просто выжить, но и занять достойное место в обществе, уже "обратились", а их дети принимают существующую реальность как нечто само собой разумеющееся.
Но не все, есть и новое французское Сопротивление, члены которого готовы жертвовать своей жизнью (и жертвуют), не готовые смириться с новым, исламским, порядком.
У Уэльбека этого нет. Главный герой его романа, профессор литературы, пережив депрессию, в конце концов смиряется, принимает ислам, принимает жен, которых ему "подобрали", и вполне доволен новой жизнью.
У Чудиновой, хотя заранее предвидят поражение, восстают и "простые" французы, и даже несколько тех, кто, скрипя сердце, принял правила новой жизни и даже достиг определенного успеха. А среди главных закоперщиков - русская и серб.
Это я и имела в виду, говоря, что одну книгу можно считать, повторюсь, разумеется, условно, продолжением второй.
Увы, даже в книге повстанцы терпят поражение. Что же говорить о реальной жизни? Удастся ли вернуть Европу в...Европу, не географически, а ментально? Она пока еще не завоевана исламистами, но идет к этому чуть ли не ускоренными темпами. И что предлагают политики? Быть толерантными, с пониманием и уважением относиться к чужим традициям, помогать вплетать их в собственные.
В действительности всё происходит совершенно наоборот. По логике - "кто смел, тот двух съел". А уж чего-чего, а смелости, то бишь, наглости, у пришельцев, заполонивших Европу, с избытком.
И она пасует перед ними, и особенно Франция. Так что неудивительно, что именно ей уготована судьба "преображения".
При одной только мысли об этом в дрожь бросает. А каково жить в такой реальности?



Другие статьи в литературном дневнике: