Не клацайте зубами

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Я человек русской культуры и русского мира. Я люблю его и не мыслю своей жизни без него. Но мне претит, когда его представители с неуважением относятся к белорусскому языку и культуре, считают их не "самостоятельными", а калькой с русского.
Вот теперь разгорелся - на государственном уровне!- скандал по поводу заявления одного российского историка о том, что белорусский язык якобы никогда не существовал, да и белорусы - не самостоятельная нация, а те же русские.
На это заявление отреагировал МИД Беларуси, вызвал сотрудника российского посольства для объяснений. В свою очередь, заместитель министра иностранных дел России публично высказал недоумение "откровениями" российского историка.
Подоплека этой истории в том, что белорусские националисты глумятся над русским миром, а российские - над белорусским. И те, и другие часто переходят границы дозволенного, когда так называемая дискуссия выливается в оскорбления и "переписывание" истории.
И те, и другие мне омерзительны. Потому что для меня белорусский мир и язык не только существовали, но и продолжают существовать, хотя я живу уже не в Беларуси.
Я люблю ее литературу, сама много писала о ее писателях и поэтах, и белорусский язык мне не чужд:я на нем и читаю, и пишу, и говорю. И оба языка - русский и белорусский - совершенно не одно и тоже. Если бы московский историк владел белорусским, он не стал бы делать таких глупых и провокационных заявлений.
Тут, конечно, поневоле вмешивается политика. В России немало тех, кто не доволен Лукашенко, который виляет хвостом в сложных для России ситуациях, не выказывая однозначного отношения к ним. Мне это тоже глубоко не нравится.
Но не надо уподобляться белорусским националистам и давать им повод для еще больших нападок на русский мир. Русский мир, разумеется, выстоит, как бы они не клацали зубами и не пускали ядовитые слюни. А знание еще и родственного(но не идентичного!) белорусского языка и культуры сделает его еще богаче .



Другие статьи в литературном дневнике: