Закон и традиции

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Вчера я выбралась в супермаркет не только для покупки продуктов, но и чтобы посмотреть, как работает закон о полиэтиленовых пакетах, вступивший в действие с 1 января.
Закон этот в качестве проекта начали обсуждать в Кнессете еще лет десять назад. За это время успели смениться три состава Кнессета, три министра экологии, и, наконец, он вылупился на божий свет.
Меня он заинтересовал,-признаюсь честно,- вовсе не по экологическим соображениям. Просто меня возмущала привычка израильтян, которая, мне кажется, с каждым годом становится все более бездумной,- каждую покупку упаковывать в отдельный пакет.
Закупаются израильтяне, как правило, основательно:тележки наполняются до самого верха. А потом у кассы всё, что в ней имеется, упаковывается в отдельный пакет.
Можно представить себе, в какую тягомотину всё это выливается, но очередь покорно молчит:сама состоит из таких потребителей.
Хорошо, что в супермаркете, куда я хожу, есть касса для тех, кто не закупается таким образом, а умеренно, иначе надо было бы часами простаивать у кассы.
И вот долгожданный закон вышел. Согласно ему, за каждый пакет теперь надо платить десять огород. Значит, на один шекель можно купить десять пакетов. И что, израильтянин будет экономить на этом шекеле, и даже двух-трех?
Правда, якобы было обещано, что поначалу раздадут бесплатные матерчатые сумки. Но, оказалось, что в самом супере решили:купишь продуктов на триста шекелей,- получишь сумку.
И что я вижу? Получив сумку, покупатель попросил для начала дать (продать) ему еще и пять пакетов. И начал привычное заворачивание продуктов, а потом складывание их в сумку.
Похоже, ничего с выходом закона не изменится, ведь известно, что привычка - вторая натура. И изменить её в один день, одним введением закона, не удастся.
Многие считают, что определена слишком мизерная цена пакета, надо было определить её в несколько раз дороже. Может быть, они правы. Я помню времена(в начале двухтысячных), как в Израиля всюду валялись недоеденные булки и батоны, но теперь уже лет пять-шесть это позорное явление не наблюдается:цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли в разы, и стали чуть ли не лакомством, особенно для бедных семей.
Но одно дело - дорогой хлеб и другое- дорогой пакет. Если ценами на хлеб не особенно возмущаются, то высокая цена пакета вызовет возмущение. Наверно, это и учитывали разработчики закона.
Но жизнеспособность закона зависит не только, а, скорее, и не столько от цены на пакет, а от степени культуры населения. Её законом не введешь, её надо взращивать. За то время, пока рождался закон, в школах можно было воспитать поколение с иной культурой и традициями, а не механических наследников традиций родителей. Став взрослыми, они продолжают ту же полиэтиленовую эпопею.
Переворота в сознании людей нынешний закон не совершит, что-то в нем явно следует доработать. А вот что,- специалисты и сами не знают.



Другие статьи в литературном дневнике: