Лизание сапог

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Никогда не понимала творческих людей, которые любят быть на виду. Мало того, ещё и претендуют на какую-то особую миссию. Сами себя назначают "глаголами" истины, а другим в этом праве отказывают. Только они всегда правы, честны, бескомпромиссны, не служат власти.
А кому?
После обретения независимости Беларусью здесь сразу возникли два Союза писателей. Один - "официальный", второй - "прогрессивный".
Этот раздел существует до сих пор, потому что "прогрессивные" считают себя выше первого, так как ориентируются на связи с Западом, а не с Россией.
Правда, особых успехов в этих связях не достигли, поскольку похвастаться важными литературными достижениями в постсоветскую эпоху не могут представители обоих Союзов. Раньше, в советскую эпоху, Москва помогла представителям национальных культур становиться известными и за пределами своих республик.
В постсоветскую эпоху этого не стало, а на Западе в лучшем случае заметят одного-двух авторов.
Думаю, это одна из причин, почему "прогрессивные" литераторы(да и представители кинематографа) и стали участвовать в "политике":делать заявления на интересующие запад темы, ругать власть, а заодно и своих коллег, которые не поддерживают или и вовсе не одобряют их действия.
Так их замечают "там", где они надеются быть замеченными. Смотришь, и издаться там удастся.
Скорее всего, этими причинами вызваны те свары, даже война, можно сказать, которая разгорелась в российском Пен-Центре. Всё то же:одни высокомерно считают себя особыми, а других - недостойными.
Вот и Алексиевич присоединилась к "особым"(как же без неё?) и заявила о выходе из этого Пен-Центра, потому что противно, когда лижут сапоги власти.
Поняли, "недостойные"?
То есть, лизать западные сапоги - это естественно и достойно, а уважать отечественную власть - подло.
В сущности, "прогрессисты", высоко возносясь в собственных глазах, на деле не более, чем барышники, торгующие своей совестью и творческим даром(те, у кого он есть).



Другие статьи в литературном дневнике: