Историческое наследие

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Одесситы, жильцы дома, в котором в 1880 году родился Владимир Жаботинский, обратились к президенту Израиля за помощью. Они просят не дать разрушить "исторический дом".
Если учесть, сколько времени прошло со дня рождения Жаботинского, и сколько и каких событий прошло за этот период, ясно, что от "исторического дома" остались "рожки да ножки".
Почему же вдруг возникла такая просьба жильцов? В этом месте власти запланировали возвести семь высоток, и жильцы боятся, что дом, который не ремонтировался 50 лет, просто разрушится.
Думаю, что власти Одессы все равно поступят так, как наметили, а возникшая вдруг забота об "историческом доме" - не более, чем спекуляция, которую вряд ли примут во внимание.
Еще понятно, если бы в доме был музей Жаботинского, тогда вопрос мог бы быть рассмотрен действительно в плоскости культурно-исторического наследия. Но жильцы об этом явно никогда не думали, пока для них не грянул гром.
Что же осталось от Жаботинского в Одессе? Вернее, про Одессу? Его прекрасный роман "Пятеро"(повествование больше тянет на жанр повести, но сам он назвал его романом). Написал он его, кстати, на прекрасном русском языке.
Это повествование о распаде одесской, еврейской ассимилированной семьи, с довольно трагической судьбой ее членов, которые искали свое место в российской жизни, "беременной" революцией и новыми веяниями.
И, конечно, Одесса написана Жаботинским с любовью, которая осталась у него к этому городу на всю жизнь.
Жаботинский скучал о ней, но так и не вернулся туда, живя за границей, поскольку выбрал для себя иную судьбу:он стал видным деятелем международного сионистского движения, мечтавшего о создании еврейского государства, и много сделавшего для этого.
Это и есть его историческое наследие, а не стены дома, который вряд ли напоминает тот, в котором он родился.



Другие статьи в литературном дневнике: