Достаточно одной минуты...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Чилиец Максимилиано возвращается на родину. Начал распродажу имущества, в частности, мебели. Хочу заметить, что это не так просто – продать мебель. Дело в том, что ее не берут. Можно вечерами прогуливаться по улицам и видеть выставленные диваны, шкафы, столы, телевизорные подставки, тумбочки, комоды, на которых написано «гратис» - «бесплатно». То есть забирай себе. Все в хорошем состоянии. На прошлой недели у дома Артуро увидели шикарные диваны и кресла из хорошего дерева и кожаной обивкой. Такие стоят не менее 3 тыс. долларов. Видимо, хозяева обновились, а это выкинули. Если в течение трех дней никто не возьмет, то хозяева должны купить марки и наклеить на мебель – тогда их заберут те, кто убирает улицы, и увезут на переработку.
Иногда люди сдают мебель в магазины «Брокито», но там тоже если в течение месяца не купят – отправляют под пилу. Поэтому можно даже мебель не покупать, а все найти на улице. Так и поступают практически все иностранцы и даже швейцарцы не брезгуют. Те диваны через два часа растащили албанцы.
Мы понимали, что Максимилиано нужны деньги, и поэтому решили ему помочь, купив чего-то. Вообще-то нужды в мебели у нас не было. Просто было желание дружеской помощи. Я купил подставку для телевизора и занавески на кухню – общая красная цена им – 20 франков, но Максимилиано уверял, что все это стоит 50. Я не стал спорить – согласился. Артуро купил шкаф за 80 франков, его экс-супруга Тереза шкаф, кровать, компьютер за 300 франков. Если честно, то мы были щедрыми покупателями, особенно учитывая, что это вещи-б/у и вряд ли кто купит это. Например, его объявления проигнорировали жители города. Таиландец Кинг купил два дивана к себе на дачу.
Максимилиано сказал, что у него есть машина и он доставит все это к нам домой.
- Транспортные расходы – мои, - заявил он, и это нас устроило. – Это мой подарок вам.
В день получения – 8 декабря – Максимилиано вдруг взвинтил цены на мебель, и это нас шокировало. С его слов выходило, что мы его не так поняли. Мы с Артуро переглянулись, сказанное нам не понравилось. Перуанец зло прошипел:
- Ладно, Макс, я – мужчина, и если сказал, что куплю, то куплю. Но ты поступаешь не по «амиговски».
И он выложил дополнительно 80 франков, а я – 20.
Но это было не все. Оказалось, что фургон им арендован, и нужно заплатить за бензин 30 франков. За рулем сидела симпатичная женщина – колумбианка. Мы не стали спорить и обещали позже заплатить.
И это не все. Оказалось, что мою мебель отвезут до дома Артуро, а оттуда я сам должен в свою деревню доставить своим ходом, или арендовать у этой колумбианки машину. Я был возмущен, и еле сдержал себя, чтобы не поругаться. Меня просто остановил Артуро, не желающий тратить нервы. А потом мне пришлось его успокаивать.
Дело в том, что Максимилиано даже не потрудился, чтобы привести в порядок вещи. Моя мебель была вся в пыли, когда с нее снимали тяжелый телевизор, а ковры, что приобрел Артуро, были грязными – семья Макса даже не постирала, не вытерла их, и перуанец ругался, возмущенный этим. Моя занавеска оказалась также не выстиранной. Подушки и одеяла, что купила Тереза, оказались также грязными – ведь можно было сдать их в химчистику! Это меня потрясло – такое неуважение к нам! Человек, который обычно хочет продать вещь, делает товарный вид, прилагаем максимум усилий, а чилиец ничего не сделал, типа, берите, пока я такой щедрый.
Потом, когда все закончилось, мы привезли мебель к Артуро и его экс-супруги, перуанец подошел к колумбийке и протянул 30 франков.
- За что? – удивилась она.
- Максимилиано сказал, что мы должны дать за бензин, и я хочу вручить эти деньги тебе лично, - ответил Артуро.
У колумбианки сверкнули глаза от возмущения:
- Но такого уговора не было. Я обещала сделать все бесплатно. Мы с Максом познакомились в церкви, на проповедях, и как христианка я безвозмездно помогла христианину. Я взяла машину мужа, это его фургон. О деньгах речи не было.
Тут мы все поняли. Артуро подошел к Максу, протянул ему деньги и сказал:
- У меня много друзей из Чили, но таких жадных и таких, кто делает бизнес на друзьях, я не встречал. И я рад, что ты уезжаешь, потому что нашей дружбе конец. Ты обманул меня, и ты обманул Алишера, который очень уважал тебя и верил тебе.
Человек годами формирует у людей положительный свой имидж, но достаточно одной минуты, чтобы все разрушить. Максимилиано так и сделал. Я не попрощался с ним, просто поднялся в квартиру Артуро.



Другие статьи в литературном дневнике: