Узбекский центр социологических исследований "Ижтимоий фикр" опубликовал данные о том, что думают граждане республики об Исламе Каримове. Итак, данные:
"98,8 процента узбекистанцев считают главной заслугой Первого Президента то, что под его руководством Узбекистан обрел государственность".
Я отношусь к тем 1,2%, которые так не считают. Государственность Узбекистан получил 29 октября 1924 года, когда была провозглашена республика на базе трех монархических государств. Ислама Каримова тьогда и в проекте не было. Провозглашали и руководили республикой совершенно другие люди, память о которых позже Ислам Каримов пытался стереть.
"96,5 процента опрошенных отмечают, что Ислам Абдуганиевич был «главным реформатором и идейным вдохновителем преобразований во всех сферах жизнедеятельности страны».
3,5%, в числе которых и я, уверены, что эти преобразования привели к деградации экономики, политической и социальной сфер Узбекистана. Республика снизила ВВП на душу населения более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом. Реформы Каримова породили трудовую миграцию, как проявление безисходности на родине - около 3 млн. узбекистанцев вынуждены работать в других странах, чтобы прокормить свои семьи. Узбекистан занимает лидирующие места в коррупции и репрессиях против прессы, в рейтинге самых нестабильных государств, самые низкие показатели инвестиционной привлекательности и ведения бизнеса. "Главный реформатор" не знал, что такое рыночная экономика и в итоге создал псевдорынок с коррупционной составляющей и полицейскими формами управления.
"За годы независимости под руководством Ислама Каримова Узбекистан утвердился как ключевое государство в Центральной Азии, достиг больших успехов во внутренней политике, на международной арене. Это отмечают 95,6 процента участников исследования".
Я в числе тех 4,4%, у которых иное мнение на сей счет. Внешняя политика Узбекистана характеризовалась тем, что вокруг создался пояс недружелюбия. Проявление этому не только визовой режим с Таджикистаном, Туркменистаном и когда-то с Кыргызстаном, но и минирование границ, пограничные перестрелки с жертвами среди гражданского населения. Это отсутствие нормального железнодорожного сообщения с Таджикистаном и вообще авиамоста с Душанбе. Прекратились рейсовые автобусные маршруты между республиками. Прохождение КПП стало мучением для всех людей. Острыми стали проблемы земельно-водных ресурсов с Таджикистаном и Кыргызстаном, а также делимитация и демарокация границ. Фактически Ислам Каримов не решал их, а усугублял своей жесткой политикой.
"В числе наиболее значимых инициатив 93,4 процента участников назвали «узбекскую модель» развития, предопределившую успех поэтапного перехода к рыночной экономике, способствующую построению свободного, справедливого демократического государства, обеспечивающую социальную защиту населению".
Получается, 6,6% опрошенных не проявили свою зомбированность и имели иное мнение. "Узбекская модель развития" - это доктрина на свертываемость реальных экономических и политических реформ, возврат к феодально-административным формам управления, реанимация сталинизма. Эта модель создала "бессменность" власти, то есть абсолютизацию и авторитарность власти. При ней были уничтожены ростки демократии, а именно наличие легальных и конструктивных оппозиционных сил, свободы масс-медиа, независимости судов и деятельности самостоятельных непроправительственных негосударственных организаций - все это было перечеркнуто волевым решением Ислама Каримова. Можно было легко нарушать Конституцию, и президент постоянно это демонстрировал. Декларируемая модель для многих зарубежных политиков и государственных деятелей - это то, чего нельзя делать и чего не следует допускать в стране, если хочешь серьезных трансформаций и достижения уровня развитых экономически и демократически государств.
"92,8 процента считают заслугой Первого Президента возрождение национальных духовных ценностей, создание условий для роста национального самосознания".
Национальное самосознание и гастарбайтерство как форма унижения рабочей силы - это несовместимые понятия. Национальное самосознание не подразумевает разрушение памятников личностям и истории, а именно при Каримове были снесены монументы многим историческим персоналиям, например, семье кузнеца, приютившей сирот из других частей СССР во время войны, первому президенту Узбекистана - Юлдашу Ахунбабаеву и другим. Это уничтожение старинных строений, которые считались архитектурными памятниками и построение вместо их псевдонациональных монстров, символом которых стал Дворец Международных форумов.
Национальное самосознание стремится беречь природные и материальные богаства, а при Исламе Каримове срубали деревья и сажали бесполезные бельгийские елочки. Национальным героем стал средневековый завоеватель, оставлявший после себя трупы на территории трех континентов. Национальное самосознание не позволяет утилизировать из библиотек книги другой эпохи, особенно тех писателей, которые не имеют отношение к политике - А.Пушкин, С.Айни, Н.Носов, и насаждать собственные труды как квинтенсенцию литературной, научной и политической мысли. Принуждение использовать в практике своих речей, чем занимался Ислам Каримов, - это тоже не в рамках национального самосознания.
"89,8 процента граждан отмечают заслуги Первого Президента, который предпринял все необходимые меры для реализации конституционного принципа разделения ветвей власти, создания между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиления роли законодательной и представительной власти в центре и регионах".
В реалии никакого разделения ветвей не произошло, наоборот, президент подчинил себе все остальные ветви государства. Парламент стал не просто послушным, как дрессированная собачка, он не имеет возможности влиять на главу государства, так как лишен права импичмента. Более того, все кандидаты в депутаты проходят отбор в Аппарате президента. Конституционный суд проявил свою кастрацию во время обсуждения о праве Ислама Каримова баллотироваться более двух сроков подряд и вообще о конституционности продлевать полномочия. Суды - это самые циничные и беззаконные органы власти. МИлиция и СНБ стали не правоохранительными, а КАРАТЕЛЬНО-РЕПРЕССИВНЫМИ органами, и у населения возник страх перед любым, кто носит форму. Поэтому 1,2% респондентов проявили трезвость мышления, ответив отрицательно на вышеприведенное утверждение.
"91,2 процента респондентов назвали важными и значимыми реформы в судебно-правовой сфере".
За неполный год в виртуальную приемную Шавката Мирзияева поступило более миллиона писем - это факт того, что при Каримове невозможно было решить проблемы судебным путем. Люди не верили и не надеялись решить проблемы через судебные инстанции и они считали, что поможет только глава государства, если обратит внимание.
Странно, что за хищения средств в размере $3 млрд. Гульнара Каримова получила 5 лет ОГРАНИЧЕНИЯ свободы, хотя другие за значительно меньшие объемы получали десятки лет ЛИШЕНИЯ свободы. Так какие же реформы произошли, если правды добится невозможно?
Как можно было по решению суда заточить здорового человека на 11 лет в психушку? А именно так произошло с журналистом Джамшидом Каримовым, который посмел критиковать режим своего дяди. Суд исходил из указа президента, а не из основе закона. Так какая тут реформа?
"В ходе опроса 84,5 процента участников высоко оценили созданные условия для развития бизнеса и предпринимательства".
Сложилось впечатление, что вопрос задавали людям, не имеющих отношение к бизнесу. Между тем, две ташкентские предпринимательницы Динара Латыпова и Елена Агибалова прошли весь ад, пытаясь добится справедливости от незаконного разрушения властями их бизнеса. Увы, ничего не добились. Международные экономические институты оценивают экономические реалии Узбекистана очень скромно, ставя в ряд самых деспотичных и слаборазвитых африканских и азиатских государств.
"Одним из главных достижений в сфере внешнеполитической деятельности Первого Президента, по мнению 92,5 процента граждан Узбекистана, является полноправное членство нашей страны в Организации Объединенных Наций, широкомасштабное сотрудничество в рамках этой влиятельной и авторитетной международной организации".
Все республики, получившие независимость от СССР в 1991 году, стали членами ООН. Ими стали и другие страны, приобревшие позже независимость, например, Восточный Тимор. Ничего сложного и трудного в этом нет. Что касается сотрудничества, то сотрудничество с ООН было фрагментировано и выхолощено, миссия ООН в Ташкенте практически незначительна. А старшая дочь президента Гульнара Каримова, будучи представителем республики в офисе ООН, Женева, занималась личными делами, а не дипломатией, расширением связей Узбекистана. Вот вам в реальности отношение Ислама Каримова к этой структуре.
Так что сведения "Ижтимоий фикр", может и отражают настроение масс, но не есть отражение реальности. Получается так, что меньшенство здесь право.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.