За год что успел Мирзияев?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Один год - слишком маленький срок, чтобы давать оценку деятельности Шавкату Мирзияеву в качестве главы государства (вначале с приставкой "ИО", а потом и действующего президента), особенно учитывая, какое тяжелое наследство ему осталось от Ислама Каримова. То, что страна оказалась в политической и экономической коллапции, это факт, просто не все жители это осознали, поскольку жили и живут под мыслью "Зато у нас мирное небо, а все остальное - переживем". Такой метод удержания власти и ситуации долго сработать не может, люди все равно хотят перемен, позитивных решений, смотря как другие ушли вперед в экономическом развитии и демократизации политического пространства.
Несомненно, Шавкат Мирзияев - трезвомыслящий политик и желает изменить ситуацию, вытащить страну из болота, именуемого "узбекская модель развития". Все 25 лет республика дрейфовала от реальных реформ, заменяя процессы популистскими и малозначащими лозунгами, создавая мифическитй образ скорого "Великого будущего". В итоге годовой объем ВВП на душу населения оказался в два раза ниже, чем в позднесоветский период, практически на уровне слаборазвитых государств Африки - $1200. Ислам Каримов породил массовую безработицу, вылившуюся в трудовую миграцию - гастарбайтерство, презрительно им именуемую "дангаса" (лентяи - узб.). В Узбекистане прогрессирующая инфляция обесценила денежные знаки - появилась уже 50-тысячная купюра, как факт того, что денежная масса не успевает компенсировать инфляционные реналии. Нетранспарентность бюджетного регулирования породила коррупцию: чиновники "пилили бабло", в итоге в стране появлялись абсолютно бесполезные и весьма дорогостоящие объекты, такие как Дворец Международных форумов в Ташкенте. Кульминацией экономического "успеха" следует считать то, что автомобили национальной сборки продаются не только за СКВ, которую в банках не обменять, но и с "шапкой" (взяткой), тогда как склады буквально затоварены продукцией завода "УзДЭУавто".
В политическом пространстве те лица, которые по призванию и долгу службы обязаны контролировать другие ветви власти, - парламентарии, прокуратура - оказались безвольными, и они безропотно и преданно обслуживали исполнительную власть. Пресса трансформировалась в пропагандиский центр, а информационный продукт стал орудием подавления инакомыслия, увода человека в "мир грёз". Реальность и мифы фактически слились в сознании граждан, и поэтому они вполне спокойно воспринимали и рост цен на товары и услуги, и произвол милиции, и обязательный труд учителей и врачей на хлопковых полях, и отчисление части зарплаты в различные фонды, деятельность которых была также непрозрачна. Им вбивались мысли, что "мы не хуже других, мы не сломим колени, мы не станем зависимыми", и что "нашу модель реформ копируют другие страны".
И все это нужно было как-то исправлять уже после смерти тирана. Шавкат Мирзияев осознает, что реформы невозможны без изменения мышления людей. Главный тормоз - в их сознании, рабской психологии, приспособленчестве. И реформы поэтому проводятся осторожно, поэтапно. Готовится необходимая правовая база - закон о госслужащих, о деятельности МВД, о демократизации прессы, приведения курса национальной валюты к реальной стоимости, об упразднении комитета по налогам. Обсуждаются некоторые проблемы, пускай и фрагментарно, на телевидении (правда, власть, как показали недавние события, пытается управлять журналистами). Идет смена кадров в исполнительной власти, хотя здесь больше видна некая хаотичность, бессистемность (назначение малоопытного 230летнего парня замминистра высшего и среднего образования, перестановка в хокимиятах, смена руководства на ТВ), что свидетельствует о том, что опираться президенту фактически не на кого. Но главе государства необходима серьезная команда, та, что поможет сформировать стратегию и выработать тактику пошаговых действий. Пока о наличии такой команды не слышно, администрация президента - это все-таки не команда, все принимается Мирзиевым единолично, что опять порождает авторитаризм. Поэтому необходимо "оживить" не только масс-медиа (а она проявляется пока только в Интернете), но и парламент, органы самоуправления граждан, неправительственные организации, поднять гражданскую активность населения. Лишь тогда можно выдавить "наследие" Каримова, оздоровить общество, наладить прямую связь власти и народа. А для этого все равно придется признать наличие оппозиции, как естественного атрибута демократического пространства.
Самая главная задача Шавката Мирзиява - это выдавить из гражданского сектора силовиков, точнее трансформировать полицейское государство в государство с демократическими принципами. Фактически в Узбекистане всем запрвляли сотрудники СНБ: подбором и расстановкой кадров, управлением экономическими активами, контролем над информационным полем, противодействие диссидентами и оппозиции под лозунгом борьбы с экстремистами. Милиция вернулась во времена сталинского НКВД, а прокуратура получила функции экономического управления (например, исполнение договорных обязательств между субъектами хозяйствования в аграрном секторе), что ей абсолютно не свойственно. Люди стали боятся всего и вся, и не помышляли о реальных реформах. А тем временем как сами чекисты, так и чиновники высшего ранга расхищали национальное богатство и вывозили капиталы за рубеж. И президент теперь обязан сделать из карательно-репрессивных органов учреждения с правоохранительными задачами. Естественно, реформы не могут не коснутся как СНБ и МВД, так и налоговую и таможенную службу. Необходимо ввести в Конституцию поправку об импичменте, чтобы избежать авторитаризма, и дать реальную власть Конституционному суду, а пока он представляется неким кукольным театром. Видимо, первая половина срока президентства Шавката Мирзияева будет ориентирована имено на решение этих задач. А развитие страна получит, когда на местах будут грамотные и квалифицированные кадры, экономикой займутся профессионалы, а не администраторы, в избирательных структурах, особенно Олий Мажлисе, начнут работать политики, а не певцы и спортсмены, поэты и хокимы. И пресса начнет формировать общественное мнение и реагировать на угрозы, информируя население, и этим самым удасться устранить острые проблемы узбекского сообщества. Если у президента такая йцель, то он на верном пути.



Другие статьи в литературном дневнике: