Экономист, теоретик и практик

Алишер Таксанов: литературный дневник

Исламкаримов.Уз: «Экономист, теоретик и практик Ислам Каримов видел и осознавал всю порочность командно-административной системы хозяйствования. Пройдя все этапы послужного списка в Госплане и в министерстве финансов, где фактически формировались планы финансово-экономического развития Республики, обладая аналитическим мышлением, он как никто, чувствовал накопившиеся проблемы. В 1986 году Ислам Абдуганиевич, будучи председателем Госплана УзССР, после углубленного изучения обстановки, понял, что республика стоит перед экономической катастрофой. Осознав ситуацию и желая изменить ее к лучшему, им была подготовлена и направлена руководству ЦК Компартии Узбекистана докладная записка «О проблемах и перспективах развития экономики Узбекистана».


У меня сложилось впечатление, что теоретик и практик Ислам Каримов фактически впитал в себя командно-административную систему, поскольку после 1990-х годов он именно ее методами и управлял экономикой, и политическими процессами. Иначе говоря, весь им построенный рынок по пяти принципам и семи приоритетам, которая получила название «узбекская модель» – это, на самом деле, квазирыночная структура экономического состояния, приближенная к коллапсу. Это и не капитализм, и не социализм, это коррумпированная кланово-олигархическая система, хищнически паразитирующая на всех имеющихся ресурсах – людских, материальных, природных, финансовых и т.д.
Аналитическим мышлением Ислам Каримов никогда и не обладал, поскольку все его управленческие решения свидетельствуют не только об отсутствии реального восприятия мира, но и неумении оценивать позиции в соотношениии ресурсов, вырабатывать стратегию и тактические шаги. Поэтому и получилось у него очень плохо: теневая экономика зашкаливала за 50% ВВП, из страны уходил капитал и инвесторы, силовые структуры управляли экономикой, 3 млн. человек стали гастарбайтерами, бизнес оказался под прессом не только двусмысленных налогов/законов, но и всяких лицензирующих и контролирующих структур. Аморфные законы не воспринимались никем как нечто важное и стабильное, государствообразующее, ибо все право базировалось на нелегальных отношениях и персональном мнении главы государства. Парламент перестал играть какую-либо государственно-политическую роль, став органом, выполняющим вторичные функции, а депутаты не представляли избирателей, а сенаторы – регионы, они были все из одной инкубаторской клетки, селекционируемой Аппаратом.
Поэтому тезис о том, что «им была подготовлена и направлена руководству ЦК Компартии Узбекистана докладная записка «О проблемах и перспективах развития экономики Узбекистана», у меня вызывает сомнение. Как я сказал, не был он аналитиком и стратегом, во-вторых, он писать не умел. Как рассказывал мне отец, в конце 1970-х Ислам Каримов, руководивший отделом науки в Госплане, принес ему на предварительное рассмотрение свои «труды» для руководства ЦК Компартии, и тогда отец пришел в ужас от этой писанины. Ему пришлось фактически перелопатить материал и написать заново записку, которая позже и ушла за подписью Каримова. В-третьих, я, уже работая в Институте стратегических исследований в 1993-94 годах, вместе с коллегами участвовал в подготовке книги, которую планировалось издать под именем президента. Правда, книга так и не вышла, но я пришел к выводу, что и последующие труды написаны явно не Исламом Абдуганиевичем. В-четвертых, докладная, о которой упомянул сайт «Исламкаримов.Уз», скорее всего, была подготовлена группой трезвомыслящих экспертов Госплана – рядовых сотрудников, заведующих отделов, имеющих как ученые степени, так и практический опыт и навыки, а Ислам Каримов просто подписал ее, поскольку подобные документы обязан был подписывать именно глава ведомства. Уверен, что все аналитические раскладки не были результатом его умозаключения и проявления интеллекта. Но сейчас все можно преподнести как единоличное мнение в этом вопросе именно Ислама Каримова...



Другие статьи в литературном дневнике: