Упущенное время

Алишер Таксанов: литературный дневник

В течение двух лет Шавкат Мирзияев был в состоянии изменить внутриполитическое пространствыо в сторону демократии. Это означало не только полную отмену цензуры в Интернете, но и допуск на арену политики оппозиционных лидеров, партий и движений. Этого не стоит боятся, ведь это стабилизирует общество в их интересах, мнениях и действиях. Баланс и нтересов достигается именно наличием плюрализма, а не путем репрессий и принуждения всех к мнению одного или узкого круга лиц. Тогда наступает или тоталитаризм, или авторитаризм.
Я не приемлю эпитетов, что правитель мудрый, честный и благородный, и действует в интересах всех, если у него абсолютная власть. А так оно и получается в рамках закона о гарантиях деятельности президента от 2003 года. Любой праведный при абсолютной власти меняется. Всегда возникает соблазн где-то что-то сделать не по закону, не по справедливости, не по честной позиции, и тогда приходится постоянно грешить, чтобы сокрыть первый грех. И в итоге правитель скатывается в банальный произвол и превращается в жестокого диктатора. И это возможно, если над ним нет никакого контроля: ни судебного (конституционного включая), ни прокурорского, ни парламентского, ни общественного.
В Конституции описывается, что источником власти выступает народ. Мне удивительно, что этот источник власти сам себя ограничивает пропиской и регистрациями, терминами «нецелесообразностью выезда за границу», «сопротивление представитеплю милиции» и т.д. То есть мы даем право чиновникам себя же рубить по ногам и рукам. И чтобы такого не происходило, всегда нужна оппозиция, которая будет указывать на ошибки и преступления власти, и справедливый и независимый суд, дающий правовую оценку таким действиям. У президента не должно быть больше прав, чем у любого гражданина. А его полномочия должны быть четкими и строго в рамках дозволенного законом. Превышение – это уже преступление.
Действия президента должны быть транспарентными и понятными для избирателей. Никаких секретных указов в отношении граждан. В Конституцию необходимо ввести норму импичмента для президента, причем инициировать вправе как парламент, так и граждане. Тогда не будет никаких злоупотреблений.
Я все ждал, когда Мирзияев позовет обратно тех, кто вынужден был эмигрировать из Узбекистана по политическим мотивам. Президент пригласил только тех соотечественников, которые имеют бабло и готовы вложиться в экономику республики. То есть ему нужны инвесторы, а не политики. Ибо он не готов к дискуссии в этом русле и принимать критику в свой адрес. Уверен, что созданная им в конце 2016 года Виртуальная приемная захлебнулась от потока бесконечных претензий, жалоб, ибо всплывало не только неспособность власти разрешить десятилетиями накапливающиеся проблемы, но факты тотальной коррупции, произвола, лицемерия и преступности предыдущего режима. А это означало признание того, что и сам был в числе этих карателей и палачей. Это также означает, что построенная узбекская модель – миф для народа и бред одного паранойика и бездарного правителя. И все продолжают жить в этом бреде, почитая палача и рабовладельца.
27 лет упущенного времени для Узбекистана. 2 года потерянных для реальных реформ. И не стоит удивляться потом, что мы всегда в аутсайдерах в различных международных рейтингах.



Другие статьи в литературном дневнике: