Мертвый не расскажет

Алишер Таксанов: литературный дневник

Очередную байку о каримовском режиме поведали мне. Как и всякая байка, имеет она и правду, и немного приукрас. В любом случае, это факт, ставший известным.
Итак, был такой чиновник по имени Алишер Азизходжаев. Его называли идеологом Каримова, создателем политического "я" своего патрона (журналисты называли его "А-ля Геббельс"). Занимал различные посты: то он ректор Академии гос- и общественного строительства, то госсоветник президента, то пресс-секретарь, еще кто-то там. В одно время был назначен министром культуры.
Как он принял назначение - история умалчивает. Зато известно, что в кругу знакомых и близких расстерянно Азизходжаев сказал:
- Я думал это отрасль, а это несколько театров, музеев и консерватория...
Но проблема была не в том, что Алишер-идеолог взялся за отрасль с небольшим объемом объектов, а в том, что сумма выделяемых средств на их содержание было незначительным. И однажды на большом заседании он пожаловался Исламу Каримову:
- Ислам-ака, извините, но мое министерство уже несколько месяцев не получает деньги из бюджета. Мне нечем платить зарплату работникам.
Президент делает вид, что недоумевает:
- А кто не дает денег?
- Как кто? Рустам Азимов!
Ислам Каримов поднимает мнистра финансов:
- Ты не даешь? Почему?
Тот отвечает:
- Я не даю ему по причинам, о котором вы знаете!
Изумленный сверхмеры Азизходжаев заявляет:
- Он требует от меня откат в 30%! Я ему что - бизнесмен? Культура - это не моя частная лавочка, это государственные учреждения! Какой еще ему откат?
Азимов пожимает плечами, однако реакция у президента весьма неожиданная для министра:
- Слушай, кутини кисиб утир! Благодари, что у тебя не 40% требуют, а только 30!
Было сказано в присутствии не менее 70 человек - министров, замов, госкомпредседателей, глав концернов и ассоциаций. Ошарашенный Азизходжаев замолкает и расстерянно хлопает глазами - такого унижения он еще не испытывал.
Спустя некоторое время его спросили:
- Ну деньги получил?
- Получил. Принес мой зам по режиму (сотрудник СНБ).
- Вся сумма?
- Нет, минус те самые сорок процентов!


Система откатов - это изобретение Ислама Каримова, это обязательный элемент его экономической системы. Поэтому коррупция была неизбежной и естественной в "узбекской модели развития". И в этой системе жили не только чиновники, но и обычные граждане, которые были лишены ресурсов, которые им полагались по закону.
А теперь спросите себя, откуда бабло у Гульки Каримовой и Лолы Тилляевой-Каримовой, а также внуков и прочих родственников. Азизходжаев, если был жив, мог бы рассказать многое прокурору... А так, многие тайны ушли с ним в могилу.



Другие статьи в литературном дневнике: