Что мне нравится в Швейцарии-2

Алишер Таксанов: литературный дневник

Решил начать рубрику "Что мне нравится в Швейцарии".


Итак, вторая часть. ШКОЛЫ
Школа и вузы - это то, куда власти вкладывают в первую очередь. Затраты здесь серьезные. Никакой коррупции - все расходы транспарентны, любой человек может зайти и проверить смету расходов, кто строит/ремонтирует, качество и т.д. Ибо помнят фразу Отто фон Бисмарка "Кто не строит школы, будет строить тюрьма". Школы здесь разнотипные, то есть здания могут быть совершенно разными: есть старой постройки, есть новые, модернизированные. Но в любом случае, они все уютные, теплые, светлые. Технически они оснащены просто супер: телемониторы, компьютеры, есть музыкальные инструменты, лаборатории с такими приборами, что стоят в НИИ. Классы большие, никаких портретов политических лидеров или изречений президента, никакой политики. Висят картинки самих детей.
В первых классах вводятся уроки религии. То есть изучение Библии. Атеисты или мусульмане могут не ходить, для мусульман есть свои уроки в мечетях, куда их водят родители в воскресные дни. Однако это только уроки, а не религиозная жизнь. Никаких обрядов или религиозных действий не производят, церковные служители не ходят в школу, все преподает учительница. Мои старшие дочери Азиза и Зарина посещали уроки из-за интереса, но при этом оставались мусульманками. Младшая Мария Фернанда ходит в католическую церковь, иногда, по воскресеньям. Религия и атеизм никому не навязываются. Просто объясняют что и как, чтобы не было недопонимания и вражды.
Далее. Туалеты в школах аккуратные, там всегда чисто, есть бумага. Зимой отличное отопление, поэтому дети ходят в тапочках, можно даже в шортах и майках, если хочется. Никогда не течет крыша, не облезает штукатурка, не сыро, нет плесени, тараканов. Специальная фирма убирается в школе каждый день - дети сами не убираются, это не их обязанность.
На партах не рисуют, не пишут матерщину. Кстати, с 7 лет вводится урок сексуального воспитания (я об этом уже писал, прикладывал фото учебника), поэтому дети знают, откуда они берутся.
Среднее образование здесь обязательное. За этим следят, чтобы все дети ходили в школу. Если ребенок пропускает занятия без уважительных причин, то родителей вызывают в социальную службу, к ним может прийти или полиция, или КЕБС - специальная организация по защите детей (они, кстати, следят, чтобы вовремя платились алименты).
Школьной формы нет. Одеваются так, как хотят. Прическа любая. Можешь прийти в школу в одежде пирата или вампира - все посмеются, но не поругают. У учителей тоже нет формы, одеваются как удобно: в джинсах, юбках, свитера.
Школьники до 4 класса могут во время занятия прилечь, если устали - для этого есть кровати. Можно ходить во время урока, переговариваться с друзьями (при этом никто друг у друга не списывает), смеяться. Учительница (а их иногда в классе могут быть трое) вначале проводит увлекательные соревнования, а потом начинается урок. В первом классе не ставят оценки - только печать зверюшек. Учительница всегда хвалит учеников, никогда не кричит и не ругает, если даже ученик не сделал домашнее задание. "Сделаешь потом", - успокаивает учительница. О рукоприкладстве здесь не знают - за такое могут не просто уволить, а возбудить уголовное дело. И тогда лишат диплома, что означает конец карьеры и профессии. А учительница - самая хорошо оплачивая работа, зарплата идет от 7000 франков (7000 евро). Поэтому учатся на учителей долго и упорно. Учительница должна знать несколько языков: немецкий, второй государственный - французский, третий - иностранный - английский.
Никто не вмешивается в дела школы. Бургомистр не может приказать учителям выходить чистить улицы, собирать хлопок (картошку), красить стены. Не собирают с родителей денег на ремонт или на подарки - это считается преступлением. Нет обязанностей у учителей, не связанных с их профессией. Учительница может брать дополнительные занятия на дом (например, обучение математики или музыкальным инструментам), но это по желанию родителей. Что-то платит сама школа, что-то - родители. Дети тоже не собирают макулатуру или металлолом, не ездят на хлопок или картошку.
Школы делятся на примаршуле - от 1 по 5 классы, оберштуфе (секундаршуле) - от 6 по 9 классы. То есть отделяют младшеклассников от старшеклассников. Потом или в гимназию, или фахмиттлшуле, или молодежь учится по рабочим специальностям (об этом расскажу позже).
90% школ (в городах или деревнях) обеспечены закрытым (зимним) бассейном, уроки плавания обязательны для всех, они бывают 2-3 раза в неделю. Там, где нет бассейна, детей водят в специальные спортивные учреждения. В каждой школе есть спортзал. Дети должны учится ездить на велосипедах, раз в полгода приезжает полицейский и он принимает экзамены, после чего дети смело могут ездить по дорогам (в шлемах!).
Какие предметы изучают?
Математика.
Родной язык.
Второй государственный язык.
Иностранный язык.
Природоведение.
История и география (называется "Человечество и мир").
Спорт.
Рукоделие/уроки труда.


В старших классах:
Биология.
Физика.
Музыка и пение.
Химия.


Нет военной подготовки - к войне не готовят в школе, для этого нужно просто подрасти до 18 лет и пойти на службу в армию. После службы (1 год или полгода) - мужчине или женщине передают на дом на вечное хранение оружие (автомат и пистолет), он обязан следить за техническим состоянием оружия и ходить на стрельбы, сдавать экзамены.
Нет предметов типа Конституция, экономика, книги президента и т.д. - подобное изучают в гимназии и фахмиттлшуле, обычным школьникам мозги не загружают.
За оценки не договариваются. Здесь такое вообще не возможно - подкупить учителя. Директор/ректор не может заставить учителя поставить кому-то завышенную оценку.
Есть походы в зоопарк, технические парки, музеи, летние и зимние лагеря (на неделю). Организует все школа. Родители просто должны дать в дорогу поесть. Если лагерь, то и заплатить (недорого, уверяю вас). В зимнем лагере обучают кататься на коньках и лыжах. Мои дети просто обожали зимние лагеря.
Некоторые школы вывозят старшеклассников на неделю за границу - в Италию, Испанию, Францию.
В школах организуют театры, музыкальные и видеостудии. Моя дочь Азиза пела в музыкальной студии, а Зарина играла в школьном театре.


Если минусы?
Есть. Первое, это детский моббинг. Увы, такое случается. И это неприятно.
Второе, старшеклассники каким-то образом покупают алкоголь и сигареты, хотя в магазинах всегда проверяют удостоверения, не достигшим 21 года не продают.
Третье, классы делятся на "А" (отличники), "В" (хорошисты), "С" - троечники. С первого могут идти в гимназию, а оттуда - в университет. Со второго - в фахмиттлшуле, а оттуда - в институты. С третьего - только в рабочие профессии. Но даже с "С" можно потом доучится и потом поступить в университет. Но факт деления детей по интеллекту - это, по-моему, ущемление.



Другие статьи в литературном дневнике: