Акулы бизнеса и коррупции

Алишер Таксанов: литературный дневник

Такое порой ощущение, что в органах власти Узбекистана работают скоморохи и клоуны. И потешат они народ своими выходками и шутками. Потому что иначе трудно воспринять, например, такой документ (проект закона) "О порядке приостановки предпринимательской деятельности после поступления предпринимателя на государственную гражданскую службу", разработанный Министерством юстиции.
Что меня смутило (или развеселило):
1. Предполагается, "госслужащие должны будут уведомить соответствующие органы о наличии у них бизнеса в течение трёх рабочих дней после поступления на службу, чтобы избежать конфликта интересов. После этого им даётся не более трёх месяцев на прекращение предпринимательской деятельности". Однако срок может быть продлен, если... госслужащий болен. То есть работать на государство, например, в МИДе или МВЭСТ у него здоровье есть, особенно, если за рубежом, а выйти из бизнеса - здоровья нет...
2. Закон не распространяется на... "деятельность президента, депутатов и сенаторов, работников аппаратов Законодательной палаты и Сената, членов Центральной избирательной комиссии, работников судебной системы, членов правления Центрального банка, госслужащих, проходящих службу в органах прокуратуры, внутренних дел, по делам обороны, чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии, государственной таможенной службы, Службы государственной безопасности и Государственной службы безопасности президента, в том числе военнослужащих, а также работников технического, производственного и обслуживающего персонала госорганов".
То есть министры, депутаты, президент, прокуроры могут спокойно совмещать работу с бизнесом, причем не выделять первое из второго, или второе сделать первым - это не важно. Важно, что почему-то Минюст не видит в этом коррупцию и конфликт интересов. Конечно, сенатор и депутат не будет лоббировать льготы для своей фирмы экспортно-импортной или строительной, замминистра МВД - передавать госзаказ на пошив униформы трикотажной фирме своей дочери или своей же компании, учрежденной за три дня до заказа - не, это не возможно, даже и не подумайте.
Все вышеперечисленные чиновники, между прочим, - прямо или косвенно управляют государственными активами и бюджетом, принимают властные решения, и среди них именно кроется коррупция, формируется "теневая" среда. Именно там вся нетранспарентная схема пользования благами государства и распределение ресурсов. Вы думаете, мелкий клерк хокимията делает большой бизнес, на сотни миллионов баксов? Или простой нотариус экспортирует миллионы тонн хлопока в Китай?
3. "Если госслужащий является собственником частного предприятия, исполнение обязанностей руководителя возлагается на другое физическое лицо, то есть выносится решение о передаче предприятия во временное управление; Передача имущества в доверительное управление".
А разве это что-то меняет? Формально, да. В реальности он остается тем самым же хозяином, и будет теперь подстраивать государственные интересы под свои, корыстные. Разве бургомистр Ташкента Джахонгир Артыкходжаев не остался олигархом и не перевел город под свое владение (то есть интересы своих фирм)?


Похоже, теперь главе Антикоррупционного ведомства останется искать "тараканов" среди тех госслужащих, кто не обладает вышеперечисленным статусом/иммунитетом. А там, понимаете, нельзя надеятся на богатый улов. А "акулы" - они выше закона.



Другие статьи в литературном дневнике: