Новый тренд для образования

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Использовать мировой педагогический опыт - хорошее решение. Но вместе с тем в учебниках должны присутствовать национальная идея, наследие наших предков. К примеру, солидная работа в сфере образования была проделана нашими предками-джадидами. Недавно прочитал Элбека. Он писал, что тот, кто дает образование девочкам, тот дает образование всему обществу. А в наших учебниках этот фактор не учтен. Что я хочу сказать: необходимо разработать наши учебники максимально совершенными, чтобы нам больше не приходилось возвращаться к этому вопросу. Та система образования, которую мы строим сегодня, расскажет о нас через сорок лет", - сказал президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, посетив выставку современных учебников «Повышение качества образования – единственно правильный путь развития Нового Узбекистана!».


Я пересмотрел учебники своей дочери-четвероклассницы Марии Фернанды и не обнаружил ни в математике, ни в языкознании (немецкий и английский), ни природоведении (ботаника, зоология, география) ничего из национальной идеи Швейцарии или наследия предков. Я вообще не знаю, есть ли национальная идея у швейцарцев. Они живут как-то с мировоззрением на будущее, изучая историю страны без какой-либо идеологической составляющей, и все у них получается. Как-то не увязывали местные составители учебников в необходимостью вколачивания в сознание подрастающего поколения непонятных им символов, знаков, проектов, мыслей.
Детей учат просто познавать мир, делать это через интересы, увлечения, игры, проявлять креативность во всем, коммуникабельность, работать в группе - ибо так легче, проще и понятливее. Зачем им вдалбливать идеи национальной независимости, пяти принципов реформирования экономики, высокая духовность - непобедимая сила, мы не хуже других, мы не уступим другим места, у нашего государстве великое будущее и т.д. - всего того, что было при режиме Ислама Каримова. Где сейчас все эти лозунги, плакаты, книги? На каких мусоросборниках вы найдете все то, что печаталось тридцать лет? Что дали годы обучения этим бессмысленным постулатам? - государство сумело развить экономику, технологию, победило коррупцию, права людей лучше защищены? Каков итог правления ушедшего в обоз диктатора?
Ноль! Страна получила 5 млн. гастарбайтеров, проблемы с газом и электричеством, хамовитых чиновников и репрессии, объем ВНП на душу населения на уровне африканских стран.
В швейцарских классах я не видел никаких выписок из Конституции, изречений политиков - там вообще ничего нет политического. Только рисунки самих детей. Детские книги. Игрушки и инструменты - телескопы и микроскопы, атласы неба, разукрашки. В классах ощущение уюта, а не канцеляризма. Дети одеваются как хотят, ходят в тапочках или носках.
Я не знаю в чем отличие обучения девочек от мальчиков (о чем хочет Шавкат Мирзияев) - все дети в Швейцарии обучаются вместе, нет полового разделения. Они даже вместе учат основы сексуального воспитания, и как-то все проходит нормально, снимается груз с родителей, которые не имеют специальной подготовки объяснить щекотливые вопросы детям. Учителя, уверяю вас, делают это как надо. Девочек и мальчиков учат коммуникации друг с другом, уважения, понимания, что они люди разных полов и должны взаимодействовать, жить в мире и солидарности.
Далее, учебники - это не религиозные фолианты, не подвергающиеся изменению. Это постоянно сменяющиеся схемы подачи и обработки информации на базе новых познаний о мире. Меняются как наука и предмет физика, химия, астрономия, биология, появляются новые данные, новые гипотезы и теории, и все это находит отражение в учебниках. Если обучать по учебникам 30 летней давности, то наши дети отстанут на эти тридцать лет, если не больше. Даже история переосмысливается. Если изучать историю каримовского Узбекистана по публикациям того времени, то у поколений через 100 лет будет впечатление, что мы жили в раю, без недостатков. А ведь это неправда, это большая ложь! Поэтому учебники создаются не на базе популизма и пропагандитских материалов, а на основе архивов, политического анализа, мнения экспертов. Учебники всегда будут совершенствоваться.



Другие статьи в литературном дневнике: