Импотентный орган страны

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, Рахим Хакимов, который является заместителем главы Законодательной палаты Олий Мажлиса, 7 января 2025 года публично заявил: «Как вы знаете, на заседаниях палат Олий Мажлиса 18-20 ноября прошлого года президент обозначил приоритетные задачи. Программа действий Законодательной палаты по их реализации была утверждена. Конечно, все органы Законодательной палаты должны определить инициативы президента как первоочередные задачи на этот год и неукоснительно их выполнять. Это требует от депутатского корпуса высокой ответственности, инициативности в обеспечении интересов избирателей».


У меня возникло недоумение в той части, что в Узбекистане законодательная власть стала продолжением исполнительной. Народ избирал депутатов в Олий Мажлис, чтобы они исполняли их волю, а не то, что решил президент. Где соблюдение разделения ветвей власти? Почему у депутатов и сенаторов нет своих программ развития и реформирования социально-экономической и политической системы? Ведь они выходили в период предвыборной гонки со своими планами, иницивативами, программами, получали одобрение избирателей, а теперь заявляют, что намерены делать то, что сказал человек, не имеющий никакого отношения к Олий Мажлису.
Я прочитал Конституцию Узбенистана и не нашел там ничего, чтобы утверждало привязанность парламента к президентской власти. И та, и другая ветвь - избранная путем всеобщего, прямого, народного голосования, просто президент считается частью исполнительной власти. Но это не означает, что у депутатов не должно быть своего видения на текущую ситуацию и планы развития страны. В ином случае они просто отдел при аппарате президента, который печатает законы под диктовку главы государства.


Мой вопрос касается разделения властей и функциональной роли различных ветвей власти, что является основой демократической системы. В Узбекистане все ветви власти размыты в отчетности, независимости, самостоятельности. В идеале, парламент и исполнительная власть должны действовать независимо друг от друга, с четкими ролями и обязанностями. Даю пояснение:


1. Функции парламента и исполнительной власти
1.1. Парламент: В демократиях парламент — это законодательный орган, который разрабатывает, обсуждает и принимает законы. Он также выполняет надзорные функции, контролируя деятельность исполнительной власти.
1.2. Президент и правительство: Президент (в президентских или смешанных системах) и исполнительная власть ответственны за выполнение законов, управление страной, разработку и реализацию конкретных программ.


2. Ситуация в Узбекистане
В контексте Узбекистана существует модель, где президент играет ключевую роль в определении стратегического курса страны, более того, управляет другими ветвями власти. Это характерно для многих государств с сильной президентской властью, где глава государства задает приоритеты, а другие органы власти, включая парламент и суды, поддерживают их реализацию.
Такая модель иногда приводит к тому, что парламент выполняет задачи, выдвинутые президентом, что выглядит как нарушение принципа разделения властей. На практике это часто связано с:
- Политической традицией и системой управления.
- Отсутствием достаточной самостоятельности парламента.
- Сильным влиянием лидера на все ветви власти.
Все эти основы были заложены еще в период правления Ислама Каримова, и эти механизмы и основы сохранились при втором президенте. По сути страна осталась авторитарной.


3. Почему так происходит?
3.1. Политическая система: В Узбекистане президентская власть исторически является доминирующей с 1991 года. В такой системе Олий Мажлис является менее инициативным, безвольным, поддатливым и аморфным, и сосредоточен на поддержке программ, предложенных президентом.
3.2. Политическая реальность: Депутаты парламента тесно связаны с исполнительной властью, что ослабляет их независимость. Ведь список депутатов предварительно проходит проверку в аппарате президента и спецслужбах.
3.3. Интересы стабильности: Если парламент и президент действуют в едином русле, это воспринимается как способ избежать политической нестабильности. Хотя в реальности это ведет к застою и загниванию, так как Олий Мажлис теряет политические возможности и свое влияние.


4. Идеальная модель взаимодействия
В идеальной демократической системе парламент должен:
- Разрабатывать собственные программы реформ, исходя из нужд общества.
- Вести дискуссии и вносить изменения в программы, предложенные президентом, вместо их автоматического утверждения.
- Осуществлять контроль за исполнением принятых законов.
Президент же должен сосредоточиться на выполнении этих законов и управлении страной в рамках полномочий, отведенных исполнительной власти.


5. Проблема с нынешним подходом
Если Олий Мажлис становится лишь инструментом реализации инициатив президента, это может привести к:
- Ухудшению качества законов (отсутствие альтернативных точек зрения).
- Ограничению независимости законодательной ветви власти.
- Снижению ответственности депутатов перед избирателями.


6. Заключение
Хотя такой подход работает в рамках текущей политической системы Узбекистана, он в итоге противоречит принципам разделения властей. Чтобы Олий Мажлис стал по-настоящему независимым, важно укреплять его способность к самостоятельной разработке реформ, увеличивать роль оппозиции (которой, увы, не существует) и обеспечивать реальный контроль за действиями исполнительной власти. Поэтому заявление Рахима Хакимова - это просто глубокий поцелуй в зад президента.



Другие статьи в литературном дневнике: