Довольный машинист локомотива

Алишер Таксанов: литературный дневник

Шавкат Мирзияев поздравил страну с Днем Защитника Родины, при этом заявив: "В то же время все мы хорошо понимаем, что в нынешней чрезвычайно сложной обстановке, когда во всем мире усиливаются различные вызовы и угрозы, вооружённые конфликты и противостояния, как никогда актуальное значение приобретает повышение боевого потенциала наших Вооружённых сил, физической и моральной подготовки военнослужащих".
Похоже, он осознает, что партнерство с Россией может плавно переформатироваться в горячий конфликт, ведь Москва всегда непредсказуема. Прямо не называется источник угрозы, но очевидно, угроза сейчас исходит для нас из севера. Мирзияев прекрасно понимает, что Украина стала жертвой амбициозных проектов Владимира Путина и что следующей могла стать любая другая республика бывшего СССР, если бы война завершилась победой россиян.
И поэтому, учитывая ошибки Киева, Узбекистан уделяет внимание своим вооруженным силам, выстраивает отношения с Турцией, центральной Азией и Западом, создавая политические альянсы.
Только Мирзияев наивно полагает, что участие Ташкента в роазличных ассоциациях типа СНГ или ШОС снимет какие-то проблемные моменты, сгладить шероховатости в двусторонних отношениях, сдобрит позицию Кремля. В действительности все эти интеграционные образования воспринимаются Путиным и его командой как площадки по продвижению, точнее, продавливанию своих интересов. СНГ утратило свою значимость, так как первоначально рассматривалось как механизм мирного распада Союза и урегулирования проблем с границами, долгом, торговлей, миграцией, собственностью и т.д. Попытки создать на его базе Таможенный, Валютный, Торговый союз к успеху не привели, так как у новых независимых государств были разновекуторные интересы и возможности. Получалось, что создавался состав, где Москва себя видела локомотивом, а остальные - прицепленные вагоны со своими ресурсами, которыми они снабжают машиниста. Но такой проект не сработал: мало кто хотел быть "вагоном".
Однако Ташкент все равно играет по правилам Путина. Узбекская сторона не определила свою позицию в отношении российско-украинской войны, не высказалась по поводу оккупации Крыма, не выражала соболезнования жертвам российских атак на мирные города. Более того, Узбекистан наращивает свои торговые обороты с Россией, привлекает капиталы, включая ресурсы российских олигархов, чтобы обеспечить свою экономику. Хотя это больше напоминает "стирку" от западных санкций. К сожалению, Ташкент втягивается в противостояние с демократическими странами, поскольку обслуживает интересы страны-агрессора. И уже есть первые звоночки: то частные компании, то физические лица оказываются в санкционных списках. А ведь тенденция может развиваться шире и дальше.
Понятно, что Узбекистан испытывает определенные трудности, в частности, это энергетическая зависимость и увязка национальной экономики к трансфертам от трудовых мигрантов. По объективным причинам утрачена зависимость Узбекистана от транзита в Европу по "северным маршрутам", так как сама Россия заблокирована. Значит, включаются заново проекты ТРАСЕКА и иные маршруты, в обход РФ. То есть страна ищет альтернативные возможности.
Укрепление своей армии - это, конечно, важный шаг. К сожалению, мир до сих пор подвержен конфликтам. Даже Швейцария, которая придерживается более 200 лет нейтралитета, поддерживает свой военный потенциал, уделяя внимание обороноспособности. Ведь мало кто знает, что в июне 1940 года Швейцария фактически воевала против Германии, тогда как Москва еще дружила с Берлином. И всю Вторую мировую войну Швейцария держала свою армию на границе с Германией, ожидая очередного нападения. А после войны приняла законы, которыми превратила страну в самую вооруженную в мире.
И дело не в правиле "Хочешь мира - готовься к войне", а в том, что револьвер всегда нужен, если рядом бродят голодные волки.



Другие статьи в литературном дневнике: