О первой смерти и смерти второй

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Тема смерти – закрытая нашему разумению тема. И только благодаря Христу «раздирается завеса», и мы слышим: «…отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её» (Ин 10:17).
Что есть человек? Читаем: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин 6:63), «…тело без духа мертво» (Иак 2:26); и ещё: «…если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (Евр 9:12). Кроме тела есть дух, неким образом в тело воплощённый. Дух животворит плоть – делает её живой. НО! – воплощение духа в плоть не значит, что дух находится в плоти, а значит только то, что восприятие духа погружено в плоть. По сути, воспринимающий – это дух, определяющий сущность – «я», которое воспринимает доступное его восприятию, и реагирует на то, что воспринимает. А что доступно? Плоть, и посредством плоти – окружающая действительность.
Исследуя слова Христа, натыкаемся сведения о двух видах смерти. «…предоставь мёртвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:22) – Иисус называет мертвецом и человека, плоть которого умерла, и тех, чья плоть жива и здорова. Из этого выводим, что Христос называет мертвецами также тех, чей дух мёртв, и при этом духовные мертвецы живут – воспринимают, и реагируют на воспринимаемое. Если плоть умерла, то она разлагается и рассеивается в окружающей среде, а вот смерть духа не значит, что дух исчезает, – это не прекращение бытия, а нечто иное. Что?
Ответ находим в притче Христа о блудном сыне. В ней отец – Бог, блудный сын – человек. Бог создал человека по образу и подобию Своему, Он есть Дух бестелесный, значит, и подобие духовно-бестелесно. Блудный сын, покинувший единство, т.е. отпавший от Отца и братьев, назван в притче мёртвым, но по возвращении из блужданий и восстановлении единства назван Отцом ожившим – живым.
Таким образом, потеря целостности – единства с Источником, есть смерть духовная. Возрождение целостности, единства (т.е. подобия свойств) есть обретение жизни. Разум, отпавший от Источника – Высшего Разума, не лишён функции жить и творить, но поскольку связь с Богом, со светом и любовью потеряна, то заблудший разум творит мир без любви и света – мир страданий. Далее, вкусив горькие плоды «творчества» и придя к осознанию зла, дух устремляется к дому и к Отцу.
Наша цель в этом мире не в том, чтобы заботиться о теле, которое мы всё равно оставим, а прежде всего в осознании своей сущности и в возвращении домой. Такое возвращение невозможно без осознания зла в себе и искреннего раскаяния, за которым – покаяние, и через покаяние – избавление от блужданий, блуда и заблуждений.



Другие статьи в литературном дневнике: