Мардохей уходит за реку а Есфирь к царю

Борис Вугман: литературный дневник

Мардохей за реку, а Есфирь к царю


Рассмотрим на первый взгляд малозаметные детали, использованные ветхозаветными мудрецами в главах 4 и 5 «Книги Есфирь».


Мардохей, по приказу Есфири, уходит из города на другую сторону реки с распоряжением «поститься три дня». В тексте сказано: "И перешел Мордохай (реку, отделявшую крепость Шушан от города)". Скорее всего, за рекой компактно проживала иудейская диаспора. Именно здесь начинается трёхдневный пост.


В это же время Есфирь, рискуя жизнью, идёт просить милости у Артаксеркса. Однако их пути — пост и поход к царю — на самом деле ведут к одной цели.


Смысл трёхдневного поста


Этот пост кардинально отличается от привычного христианского поста. Трёхдневное воздержание, унаследованное евреями из Египта, предполагает не только разрыв одежды, но и полный отказ от еды и воды. В пост вовлекается вся домашняя живность: скот не кормят, не поят, держат в загонах, а выпас запрещён.


Сегодня известно, что три дня без воды — это критический срок как для человека, так и для животных. Но главное — постепенное нарастание звукового и психологического воздействия. В городе, где звери и люди начинают издавать неистовый рёв, атмосфера становится напряжённой, а улицы наполняются воплями. В «Книге Ионы» этот эффект уже был описан: массовый пост Ниневии включал и животных, что должно было продемонстрировать Всевышнему глубину раскаяния народа профиль удален.


Этот эффект использован и в «Книге Есфирь»: именно во время поста царица дважды приглашает Артаксеркса и Омана на пир. Внешне кажется, что Мардохей ушёл в одну сторону, а Есфирь — в другую. Однако их действия дополняют друг друга: царица создаёт напряжение в царском дворце, а Мардохей готовит народ к решающему моменту.


Контраст между Есфирью и Зереш


В этот момент появляется Зереш, жена Омана. Она предстаёт перед читателем как полная противоположность Есфири:


"10 И послал он позвать друзей своих и жену свою Зэрэш.11 И рассказал им Аман о великом богатстве своем, и о множестве сыновей своих, и обо всем том, как возвеличил его царь и как вознес его над сановниками и служителями царскими.12 И сказал Аман: да и царица Эстэйр никого, кроме меня, не позвала с царем на пир, который она приготовила, а также и на завтра зван я к ней с царем.13 Но все это ничего не значит для меня, пока вижу я Мордохая Йеhудея сидящим в воротах царских.14 И сказала ему Зэрэш, жена его, и все друзья его: пусть приготовят дерево высотой в пятьдесят локтей, а утром скажи царю, чтобы повесили на нем Мордохая, и веселым иди с царем на пир. И понравилось слово это Аману, и приготовил он дерево."


Зереш, подобно Есфири, даёт своему мужу совет, однако её мотивы диаметрально противоположны. Она подталкивает Омана к гибельному решению — воздвигнуть виселицу для Мардохея. Иронично, что именно этот шаг приведёт к её падению.


Этот эпизод иллюстрирует древнюю мудрость: «Не рой яму другому — сам в неё попадёшь». Этот принцип отражён и в «Книге Притчей Соломоновых»:


"Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится."


Тайна силы поста


При всей сложности древнего поста в нём содержится мощная внутренняя энергия сплочения общества перед лицом угрозы. Этот ритуал выделяет две группы: одни готовы на самопожертвование, другие занимают позицию «моя хата с краю». Подспудно готовится массовый акт сопротивления.


В результате народ Израиля не только избегает уничтожения, но и достигает значительного роста числа принявших иудаизм. По мнению автора, «Книга Есфирь» описывает первую иудейскую войну в условиях империи.


Примечание


Книга пророка Ионы


В Ниневии пост был установлен царским указом:


"6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих."


Таким образом, практика трёхдневного поста берёт начало со времён исхода из Египта и продолжает существовать вплоть до пророка Ионы.




Другие статьи в литературном дневнике: