Аман обвинён в желании насиловать царицу
В главе 7 книги Есфирь описывается второй пир, устроенный царицей Есфирью.
В предыдущем повествовании отмечено: "Они ещё разговаривали с ним, как пришли евнухи царя и стали торопить Амана идти на пир, который приготовила Есфирь". Эта фраза заслуживает внимания: "пришли евнухи и стали торопить" — это скорее не дружеское приглашение, а арест.
Дальнейшие действия Артаксеркса и царицы Есфири выстроены мастерски. Обвинение против Амана демонстрирует тонкость и продуманность монаршей власти державы Ахеменидов. Всё сделано так, чтобы избежать межрелигиозного конфликта.
Царь Артаксеркс осознаёт, что Аман ввёл его в заблуждение, не объяснив, что речь идёт об истреблении всех иудеев. Аман лишь упомянул о "злобном народе", якобы не исполняющем царских законов. Между тем Артаксеркс понимает, что он окружён людьми различных вероисповеданий, и именно иудеи предупредили его о готовившемся покушении, фактически спасая его жизнь. Это доказывает, что иудеи были оболганы, а их уничтожение планировалось лишь из-за вековой вражды с амалекитянами. Аман, занимая высокий пост, использовал ресурсы державы в личных целях, сводя счёты в рамках кровной вендетты.
Ситуация для Артаксеркса сложна: перед ним не просто заговор, а закулисное столкновение между многобожниками и единобожниками. Обе стороны влиятельны. Как же обвинить Амана, избежав потрясений в империи?
Находится универсальный выход: обвинить Амана в покушении на честь царицы. Это самое простое и политически безопасное решение — попытка насилия над женой царя на дружеском пире, в момент, когда царь ненадолго покинул зал. Такое обвинение делает Амана изгоем даже среди его сторонников и лишает их морального права на протест. В глазах общества насилие над женщиной, тем более над царицей, является чудовищным преступлением:
"Когда царь возвратился из сада при дворце в дом пира, Аман был припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь. И сказал царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня! Слово вышло из уст царя, — и накрыли лицо Аману."
Тут же евнух Харбона напоминает, что Аман собирался казнить Мардохея — человека, спасшего царя:
"И сказал Харбона, один из евнухов при царе: вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея, говорившего доброе для царя, стоит у дома Амана, вышиною в пятьдесят локтей. И сказал царь: повесьте его на нём."
Так Аман оказывается на виселице, предназначенной для его врага:
"И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих."
Комментарий автора
Быть монархом в многонациональной и многоконфессиональной державе — невероятно сложная задача. Ещё труднее сохранять мир там, где десятилетиями и веками копятся взаимные обиды, подпитывая кровную месть.
Возникает вопрос: насколько верно поступают современные сверхдержавы, беря под свою защиту мелкие страны с древними традициями кровавых противостояний? Действительно ли США и другие мировые игроки осознают, что такие страны могут втягивать их в исторически сложные конфликты? Вентдетта и жажда мести порой граничат с массовым саморазрушением, а вмешательство в такие процессы может привести к последствиям, выходящим за рамки рационального расчёта.
Стоит ли великой державе подвергать риску собственное существование ради установления порядка там, где он исторически невозможен?
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.