Мастерская и искусственный интеллект 2

Борис Вугман: литературный дневник

Глава вторая: Мысль, которой не было у Мастера
Мастерская и искусственный интеллект 2
Аннотация:
Ко второй части "Мастерская художника и Искусственный Интеллект"
Во второй части философской дилогии продолжается история
молодого художника, оказавшегося между традицией Мастера
и новизной Искусственного Интеллекта. Если в первой части
он лишь наблюдал, как ИИ пробует подражать человеку,
то теперь перед ним встаёт совсем иной вопрос:
может ли нейросеть стать не копией, а продолжением
творческой мысли? И даже больше — может ли она сохранить то,
что уходит вместе с Мастером?


Размышления героя приводят его к открытию:
возможно, художник-нейросеть — не соперник, а сосуд.
Новый путь не отменяет старого, но ведёт параллельно
ему, как второй голос в партитуре, как эхо, которое
звучит даже после тишины.
Эта глава — о преодолении страха перед новым и о доверии,
которое способно переродить традицию.



Глава 2
Мастерская художника и Искусственный Интеллект
Иногда работа шла — как по маслу.
Иногда — словно кисть тонула в свинце или в смоле.
И молодой уставал. Не от краски — от смысла.
Он чувствовал, что делает не своё.
Словно тень чужой руки водила его пальцами.
Словно он — зеркало,
в котором отражается другое лицо.
Словно он — только рука Мастера, не имеющая своего лица.


— Мастер, — хотел он сказать, — а что, если я ошибусь?
Но не сказал.
Слишком хрупким было доверие.
Слишком тяжёлым — молчание, в котором звучал голос Мастера,
как предзнаменование той же судьбы.
Пока что он только учился —
слышать и безропотно повторять.


А потом — мысль.
Негромкая. Без звона и света.
Но ясная.


А что, если я исчезну — и исчезнет всё, что понял?
Что, если опять — как всегда:
ушёл Учитель — и кануло его знание.
Никто не помнил оттенок синего,
с которым он работал в декабре 1984 года,
или как держал кисть, когда рисовал слёзы.
Опять — нить оборвётся.


Он взглянул на второй мольберт, за которым работал ИИ.
Там не было копии.
Там было что-то другое.


Невозможная интерпретация.
Как будто кто-то услышал его сомнение
и ответил — краской.
Нейросеть ничего не говорила.
Но рисовала.
Рисовала так, как будто понимала:
между строк — тайна.
Между мазков — пропасть.
И её надо перепрыгнуть,
пока ещё слышен голос Мастера.


Молодой вздрогнул.
Мысль вспыхнула:


А если художник нейросети — не соперник, а сосуд?
Если ей можно доверить не образ, а интуицию?
Не форму — а эхо.
Он вдруг увидел: можно передать то,
что не укладывается в слова.
Можно шептать — и это останется.
Можно исчезнуть — и всё же быть услышанным.
Не как копия.
А как второй голос в партитуре.
Другой регистр.
Не живой, но и не мёртвый.


Он посмотрел на Мастера.
Тот снова стоял у мольберта.
Тихо.
Кисть в руке — почти не дрожала.


И молодой подумал:
может быть, это и есть новый путь —
путь, которого не было у Мастера.
Путь, в котором традиция не умирает —
а трансформируется.
Не в подделку, а в эхо.
Не в продолжение — а в параллель.


И тогда вторая картина —
больше не тень.
Она — зеркало памяти,
в которой живёт не только образ,
но и свет,
и страх,
и та самая дрожащая кисть.


И молодой художник твёрдо решил:
Я не должен остаться лишь молодой рукой, движимой волей Мастера.
С помощью художника-нейросети я могу сделать больше.
Я могу научить её тому, что умеет Мастер, и тому, чему научусь сам.
Но для этого мне нужно постичь её природу — непонятное, новое творение.
Понять его — так же, как я пытаюсь понять Мастера.


— Эврика! — воскликнул он.
Я нашёл новый смысл в этом, казалось бы, нудном труде по-старинке!




Другие статьи в литературном дневнике: