***

Виктор Меркушев: литературный дневник

Как-то речь в разговоре с одним интересным человеком коснулась театра. Он, разумеется, театрал и все дела, говорил со мной, как с равным по интересам и любви к театру. Восторгаясь игрой какого-то ***пкина (фамилию не запомнил), он страстно возбуждался, начинал махать руками, говорил горячо, почти пламенно, делал захватывающие дух сравнения. Смотрел я на него и думал – во, человек, и не лень же ему шляться по всяким сборищам и смотреть всякую дурку. Однако, вспомнив Шарикова, и его суждения о театре: «Говорят, говорят…», несколько смутился. Я, действительно, не понимаю театр. Не понимаю, зачем туда нужно ходить и тратить своё драгоценное время. Ну, был я несколько раз в театре, впечатления один в один как у Наташи Ростовой после посещения балета. Конечно, можно было бы приклеить на меня ярлык человека невежественного, малообразованного, как это делали многие, когда узнавали, что я двадцать лет не был в кино. Но не надо спешить. Если бы я провёл экскурсию по залам Эрмитажа для этих людей, рассказал бы и о картинах, и об истории их написания, и о тех временах, когда создавались эти полотна, о художниках, об их жизни, то многие передумали бы так поспешно делать далеко идущие выводы и, может быть, задумались – а почему вот этот человек не любит кино и театр. Во-первых, что и есть самое важное, в современном театре я не вижу искусства. Того «искуса», который и отличает действительность от художественного вымысла, но в который веришь гораздо больше, нежели в реальность. Когда рядовые, будничные вещи преображаются в сущности, когда случайности, как солнечные лучи в увеличительном стекле сходятся в образы. А что вижу я? Каких-то людей в пыльном реквизите, с хлопками и коленцами бегающих по скрипучему деревянному настилу, что-то кричащих и нелепо паясничающих. Как-то я читал замечания Петра Первого относительно спектаклей, даваемых бродячими артистами на Охте. Современные юмористы отдыхают. Неизвестно, что думал по поводу театра мой любимый Александр Сергеевич, но мне кажется, что тот факт, что его злейший враг Булгарин получил прозвище Видок Фиглярин, уже красноречиво говорит о многом. Во-вторых, судьба очень часто сталкивала меня с артистами, начнём с того, что первый друг моего детства – ребенок из известной артистической семьи. Да и в окружении моей бабушки, а она в своё время была зам. по идеологии секретаря обкома, артисты были частые гости. Дальше – больше. Да, в любой профессии есть разные люди, есть, наверное, и порядочные люди – как и везде. Но предубеждение, особенно сформировавшееся в детстве, штука невымываемая из души.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.04.2009. ***
  • 22.04.2009. ***
  • 19.04.2009. ***
  • 16.04.2009. ***
  • 12.04.2009. ***
  • 11.04.2009. ***
  • 02.04.2009. ***