О независимости судебной власти

Геннадий Гасилов: литературный дневник

Пункт 1 статьи 120 Конституции РФ 1993 года провозглашает независимость суда в РФ: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону".


Пункт е) статьи 83 Конституции РФ определяет особые полномочия Президента РФ при назначении судей: "Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов".


О какой независимости суда от власти Президента РФ, по вопросам касающихся осуществления государственной власти Президентом РФ, может идти речь, если он участвует в подборе и назначении судей?


Назначение судей Президентом РФ противоречит пунктам 1,2,3 статьи 3 Конституции РФ, которые гласят: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (1); Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (2); Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (3)".

Эти положения статьи 3 ясно указывают на допустимость участия в назначении судей всех уровней только граждан и, возможно, политических партий.


Почему судей обычно назначают, а не выбирают, как депутатов?


Нужно сразу признать, что человеческие и профессиональные требования общества к судьям выше, чем к депутатам. Работа судьи требует от человека безупречной репутации, честности, отличного знания законодательства и большого жизненного опыта. Судья часто принимает важные решения индивидуально, в то время как депутаты всегда принимают свои решения коллективно.


У граждан в период короткой избирательной компании нет возможности правильно оценить готовность того или иного кандидата к специфичной судейской работе. Это могут сделать только квалифицированные юристы после проверки знаний у кандидатов в судьи на экзамене. Вот почему во многих странах отбор судей на должности производится не на прямых выборах граждан, а специальными судейскими квалификационными комиссиями, члены которых могут выбираться гражданами из числа юристов, возможно, выдвинутых политическими партиями.


Например, квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются из числа судей (13 членов), представителей общественности (7) и представителя Президента РФ (1). При этом представители общественности в коллегиях регионов не избираются гражданами на всеобщих выборах.


Фактически, в России судейский корпус является самовоспроизводящимся сообществом, находится под контролем Президента РФ и полностью отделён от гражданского общества страны.



Другие статьи в литературном дневнике: