В становлении раннего джаза важную роль сыграл регтайм -вид негритянской музыки, который развился примерно в то же время, что и блюз.
Найти первооснову регтайма ничуть не легче, чем проследить становление блюза. Хотя регтайм исполнялся чуть ли не на всех существующих инструментах, а также многими ансамблями и оркестрами, в основе своей это фортепианная музыка.
В 1890 году некоторые из музыкантов сочиняли пьесы в стиле «рег», дожившие до наших дней. Сам термин впервые встречается в названии «Ma Ragtime Baby» — пьесы, написанной Фредом Стоуном и опубликованной в 1893 году. Но, кто бы ни был первым рег-музыкантом, все же самым выдающимся был, по всеобщему признанию, Скотт Джоплин.
Джоплин получил серьезное музыкальное образование. Разумеется, он знал и негритянский музыкальный фольклор.
К 1897 году страну охватило повальное увлечение регтаймом. Это было связано с танцем; танцем этим был кэйкуок – Cakewalk. Сам танец имеет негритянское происхождение, и пришел в Европу из США).
Белые музыканты быстро освоили регтайм, и в период между 1900 1915 годами он доминировал в популярной музыке США.
Этот бум коснулся и Джоплина. В 1899 году он принес издателю несколько своих регтаймов. Издатель выбрал всего один — «Original Rags». Среди отвергнутых был и регтайм, который Джоплин назвал «Maple Leaf Rag». Вскоре эту мелодию случайно услышал в исполнении Джоплина торговец нотными изданиями по имени Джон Стиллуэл Старк. Она ему так понравилась, что он сразу же предложил Джоплину опубликовать ее. Джоплин согласился. Эта встреча сыграла решающую роль в жизни и того, и другого.
Старк был партнером честным и надежным. За регтайм «Maple Leaf Rag» он не только выплатил Джоплину аванс ,но и подписал с ним контракт, который обеспечил Джоплину получение гонораров в будущем. «Maple Leaf Rag» имел быстрый и грандиозный успех: в течение шести месяцев было продано несколько сотен тысяч экземпляров нот. Сам Джоплин, как он и мечтал, был признан лучшим композитором регтайма. Джоплином было опубликовано тридцать три регтайма, около двух с половиной десятков песен, вальсов и сольных пьес, а также руководство по регтайму.
Ко времени вступления США в первую мировую войну популярность регтайма резко падает.
В 1971 году музыковед и пианист Джошуа Рифкин, горячий поклонник джаза с юношеских лет, увлекся творчеством Джоплина и выпустил пластинку с его записями. Ко всеобщему удивлению, пластинка имела сенсационный успех. Регтайм переживал вторую молодость.
Регтайм вошел в историю музыки и занял в ней свое место. И, хотя эту музыку не назовешь выдающейся, в своих лучших образцах она очаровывает неординарностью и изящной простотой.
Написано на основе книги: Джеймс Линкольн Коллиер «Становление джаза». «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984
Этот же текст, но с фото и аудио https://cont.ws/@karieva1958ru/906930