Ну просто песня!

Александр Кукаров: литературный дневник

11-26 сегодня. Читаю Гринвуда и не нарадуюсь: «Литературная структура книги Бытия 1 хорошо задокументирована, начиная, по крайней мере, с Фомы Аквинского в тринадцатом веке нашей эры. Он называет первые три дня “работой творения”, в ходе которой Бог сотворил бесформенные небо и землю. Последние три дня творения он называет “работой различения (distinction)”, в ходе которой “небо и земля были усовершенствованы, либо приданием вещественной формы бесформенной материи, как утверждает Августин, или приданием им должного порядка и красоты”4. … В середине прошлого века У. Х. Гриффит Томас формализовал это наблюдение таким образом, что его таблица воспроизведена в многочисленных учебных Библиях и комментариях.5»


Про Томаса, который формализовал это наблюдение в таблицу – просто бальзам из бальзамов мне на душу. Что же это за таблица, которая есть во всех учебных Библиях и комментариях? Конечно, те же параллели, которые я, когда искал традиционные предпосылки матричному подходу к Шестодневу, извлек из благословлённой в бумажном формате двумя патриархами православной энциклопедии pravenc.ru и лекции профессора-раввина! Они только не нарисовали параллели в виде таблицы. Теперь после Томаса очевидно, что эту таблицу знают на любом факультете теологии любого универа мира, в любой семинарии и академии, т.е. все библейски образованные люди.


Что же я с ней сделал, когда формулировал альтернативную интерпретацию Шестоднева устроения 2Х3? Я ее повернул так, что строки стали столбцами, а столбцы строками, чистая формальность, мне так удобнее в контексте матричных текстов. А потом сказал, что это не творение так устроено, а установление ветхозаветного палеоконтакта и две получившиеся строки означают две стадии восстановления зрительного восприятия, сознания антропоморфных ветхозаветных «инопланетян» при «заземлении». Моим человеческим источником этой идеи был конкретный опыт, описанный в статье «Понимание воспринимаемого от первого лица. II». Причем эти стадии восприятия похожи на «атомы мысли», о которых речь в резонансах Шумана.


Второе и более интересное устроение 3Х2 в просматривается в католическом (newadvent.org) структурировании Шестоднева, в котором не две стадии, как в этом, а три. Моим человеческим источником этой идеи был конкретный опыт, описанный в статье «Понимание воспринимаемого от первого лица». Причем эти стадии восприятия похожи на «атомы мысли», о которых речь в резонансах Шумана.



7-15 сегодня. Гринвуд утомил и обнадежил.


Утомил: «Хотя на сотворение мира ссылаются во всей еврейской Библии, творческая деятельность Бога конкретно описана по меньшей мере в тринадцати отдельных отрывках: Бытие 1, Бытие 2, Исход 20:8-11, Неемия 9:6, Иов 38:2-11, Псалом 8:3-8, Псалом 19:1-6, Псалом 74:12-17, Псалом 95:1-7, Псалом 104:1-17, Псалом 136:1-9, Притчи 8:22-36 и Исаия 40:12. Можно сделать несколько обобщений относительно различных рассказов о сотворении мира. Во-первых, за исключением Книги Бытия 1, дни творения не имеют значения. Во-вторых, порядок сотворения различен. В-третьих, о сотворении мира всегда рассказывается поэтическим языком или сильно стилизованной прозой. В-четвертых, общий акт творения согласован во всех библейских свидетельствах. В-пятых, теология сотворения согласуется со всеми библейскими свидетельствами. Наконец, космологическая перспектива согласуется с трехуровневым космологическим мировоззрением древнего Ближнего Востока».


И обнадежил: «В этой главе мы сосредоточим наше внимание на только что упомянутых отрывках о сотворении мира. Для этого есть две причины. Во-первых, это подчеркивает разнообразие повествований о сотворении мира в Ветхом Завете, чтобы мы могли оценить более широкое ветхозаветное свидетельство о творческой деятельности Бога. Во-вторых, это позволяет нам увидеть высококонцентрированный космологический язык, используемый множеством библейских авторов».


Greenwood K. Scripture and Cosmology. Reading the Bible between the Ancient World and Modern Science. IVP Academic, 2015.


В контексте этих 13 мест Гринвуд сослался на Смита: «Марк С. Смит отмечает: “В древнем Израиле люди рассказывали историю сотворения мира по-разному, как мы видим в различных библейских книгах. В пророках есть намеки на историю сотворения мира (например, Иер. 10:12; Амос 4:13, 9:6; Зах 12:1), и она рассказывается в различных книгах мудрости (Притчи 8:22-31; Иов 26:7-13, 38:1-11; Бен Сира 1:3-4, 24:3-9). История сотворения мира также была темой израильского богослужения (Псс. 74:12-17, 89:11-13, 90:2, и 148). Эти отрывки показывают нам, что в древнем Израиле существовало множество различных рассказов о сотворении мира, а не только одна история сотворения мира. Фактически, эти отрывки указывают на то, что существовали различные способы рассказать историю сотворения мира”. Mark S. Smith, The Priestly Vision of Genesis 1 (Minneapolis: Fortress, 2010), p. 11»


Смит в своей книжке разглядел 3 священнические модели. 3 меньше 13 – уже легче.




Другие статьи в литературном дневнике: