Живые статуи

Александр Кукаров: литературный дневник

(слово "живые" в названии должно быть в кавычках)


Для того, чтобы понять влияние месопотамских богов на месопотамцев посредством неживых объектов (их храмов, статуй, корон, планет и др.) религиоведы со страшной силой привлекают современные теории личности и культуры. В т.ч. и теорию распределенной личности антрополога А. Гелла, о которой я узнал от них. В двух словах ИИ так поясняет отличие этой теории от традиционных теорий личности:


«Теория распределенной личности Альфреда Гелла отличается от традиционных теорий личности несколькими аспектами. Традиционные теории личности обычно фокусируются на индивиде как на едином, целостном существе, с личностными чертами и характеристиками, присущими разуму или телу человека. Напротив, теория распределенной личности Гелла подчеркивает идею о том, что социальная активность не ограничивается людьми, но также может быть отнесена к объектам и окружающей среде, в которой люди живут. Гелл утверждает, что объекты могут обладать своего рода вторичной активностью, влияющей на жизнь людей, представляя собой потенциальные ресурсы для распределенной индивидуальности, модели индивидуума, которая выходит за границы тела. Теория распределенной личности Гелла основана на понимании того, что объекты и инструменты - это не независимые действующие лица, а скорее социально значимые силы, которые приводят к изменениям и мутациям в социальном мире, в котором живут люди».


Эта теория, разумеется, немедленно применяется к искусству. У древних греков есть знаменитая легенда о Пигмалионе и Галатее, согласно которой скульптор сделал статую молодой женщины и запал на нее по-чёрному. В результате Галатея ожила. Но в традиционной версии ее оживила не страсть скульптора, просто великая богиня Афина сжалилась над Пигмалионом и оживила ее. У Гелла, разумеется, нет никакой Афины, остаются только люди и объекты. В этой теории мне интересно только то, в чем кроме психологических зело утонченных переживаний любителей искусств в связи с их объектами выражается социальная агентность произведений искусства, т.е. конкретно химико-физически (как с иконами, на которых появляются различные жидкости)? Интересно, ИИ найдет такой пример в центнерах литературы по теории Гелла? Помимо Гелла я знаю один такой пример, но в нем, похоже, хоть и не Афина действоала, но все-таки некий дополнительный нетривиальный актор...


В очередной раз по мере знакомства с материалом обнаружился новый пласт литературы, еще одна неведомая «страна знаний»…


15.04.24. Какая конкретно древняя эмпирия подвигла религиоведов на применение таких теорий, точнее говоря, не эмпирия, а их вера в то, что такое в древности могло реально происходить, а не мерещилось кому-то: "Статуи, реликвии, картины и другие предметы обеспечивали доступ к божественному, оживая, служа местом общения с божественным посредством таких действий, как благословение, кровотечение, плач, свечение, подмигивание зрителям или даже спуск со своих пьедесталов и прогулки по городу." Древние боги проявляли себя по-разному, в т.ч. и через природные явления, автор этой цитаты полагает, что древние умели различать грозу, как метеорологическое явление, и бога грозы, проявляющегося через нее. Для сравнения можно вспомнить восхождение пророка Моисея на гору Синай, окутанную тучами. Он там разговаривал с Яхве, а находящийся у подножия горы народ слышал гром и видел молнии.


Дальше автор приведенной цитаты пишет: "Теперь я возвращаюсь к различиям, уже сделанным древними, когда они понимали явления природы как проявления божеств. Археологические данные четвертого тысячелетия до нашей эры ясно иллюстрируют их сложную и весьма изощренную концепцию божественного. " - привёл это ради 4-ого тысячелетия до н.э., еще "чуть-чуть" и граница письменной истории, граница письменности как таковой.
Beate Pongratz-Leisten. The Sociomorphic Structure of the Polytheistic Pantheon in Mesopotamia and Its Meaning for Divine Agency and Mentalization. 2022.



25.04.24. Поясняя, что такое египетская культовая статуя, Ассманн цитирует герметический трактат «Асклепий»: «Homo fictor est deorum qui in templis sunt (человек — создатель богов, обитающих в храмах) - являются ли божественные образы самодельной "выдумкой" человечества? Это утверждение намеренно провокационное. Это происходит в диалоге, и другой собеседник, Асклепий, смущенно признается Трисмегисту: "Я в замешательстве". Недоверчиво он спрашивает, statuas dicis, "Ты имеешь в виду статуи?" Да, но statuas animatas sensu et spiritu plenas, "статуи, живые ощущениями и наполненные духом", которые обладают даром предвидения (futurorum praescias) и могут предсказывать будущее, даровать сны, вызывать и излечивать болезни.» Только что не плачут, не кровоточат и не гуляют по городу.


И далее Ассманн пишет, резюмируя египетские тексты: "Очевидно, что в этих поздних храмовых надписях мы имеем дело с полностью сформировавшейся теорией, которая проводила различие между божествами и их изображениями и устанавливала связь между ними с помощью сложной терминологии. Как и в Герметическом своде, здесь речь идет о descensio, "нисхождении". Божества, как правило, находились на небе, а их изображения - на земле; в культе они ежедневно "устанавливались" в храме".


Православная онлайн энциклопедия pravenc.ru, бумажный вариант которой был благословлен двумя патриархами, Алексием II и Кириллом, разъясняет: «Герметизм - религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего). Основные источники для изучения античного философского Г.- это тексты Герметического корпуса, «Посвятительное слово Гермеса Трисмегиста Асклепию» (сокращенно «Асклепий»)» и др. «Одним из наиболее почитаемых богов Др. Египта был Тот - верховный бог г. Шмуна (Гермополя Вел.), лунное божество с головой ибиса, создатель счета и письма, календаря и летописи, покровитель писцов, архивов и биб-к, автор священных книг. Образ Тота как «творца цивилизации» был развит греч. авторами, испытывавшими необычайное почтение к древности и мудрости егип. религ. традиции (ср.: Plat. Phaedr.). Греки обычно отождествляли чужих богов со своими: Тота - с Гермесом, а центр его почитания Шмун назвали Гермополем - городом Гермеса. В V в. до Р. Х. Геродот уже называет егип. бога Гермесом. … На Гермеса как на источник высшей мудрости указывает Ямвлих (III в., De mysteriis). Он сообщает, что Платон и Пифагор взяли за основу своих философских учений надписи cо стел Гермеса, и добавляет со ссылкой на Манефона (IV-III в. до Р. Х.), что у Гермеса имеется 36 525 книг. Это совершенно неправдоподобное число символично и соответствует числу дней в столетии. При этом Ямвлих настаивает на егип. происхождении герметических книг.»



26.04.24. Далее лауреат сетевой Нобелевской премии по истории Ян Ассманн совершенно потрясающе уточняет: "Речь была важнейшим средством выражения потустороннего смысла в мирской сфере символических объектов и действий. Точно так же, как умерший, как элемент в этой жизни, был перемещен в божественное царство, так и божество, как потусторонняя сила, могло "вселиться" в культовую статую, чтобы действовать как элемент в этом мире. Речь устанавливала связь между этим и иным миром — между небом и землей, если использовать категории позднейшей теологии, — интерпретируя культовые действия как божественные или небесные события. Так было совершено то, что в герметическом тексте обозначается как translatio - перенесение небесных событий в земную сферу."



Другие статьи в литературном дневнике: